Контрольно-счетная палата Пермского края

Мониторинг реализации региональных проектов за 2024 год

Добавлено: 13 мая 2025
Мониторинг реализации региональных проектов Пермского края, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач национальных проектов, за 2024 год

В соответствии с планом работы на 2024 год КСП Пермского края осуществляет мониторинг реализации национальных проектов в Пермском крае.

Мониторинг реализации национальных проектов проводится с использованием государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (паспорта региональных проектов, соглашения о реализации и о предоставлении межбюджетных трансфертов, отчеты о реализации), системы «АЦК-финансы» (плановое и фактическое финансирование за счет средств федерального и краевого бюджетов). Результаты ежеквартального мониторинга, начиная с 2020 года, размещены на официальном сайте КСП Пермского края.

1. В 2024 году в Пермском крае осуществлялась реализация 49 региональных проектов (в 2023 году – также 49 проектов), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач 14 национальных проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Перечень региональных проектов утвержден распоряжением губернатора Пермского края от 07.11.2023 № 304-р «О реализации региональных проектов в Пермском крае и признании утратившими силу некоторых распоряжений губернатора Пермского края».

На 2024 год заключены соглашения с федеральными органами власти о реализации новых региональных проектов - «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» в рамках нового национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (соглашение от 24.03.2024) и «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты» (соглашение от 31.05.2023). Реализация регионального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» завершена в 2023 году.

1.1. Согласно паспортам региональных проектов, размещенным в системе «Электронный бюджет» (по состоянию на 01.01.2025), на реализацию 36 региональных проектов за счет всех источников финансирования предусмотрено 15 651,6 млн. рублей, что в 2 раза меньше, чем в 2023 году (31 448,0 млн. рублей на реализацию 36 проектов), в т.ч.:

- за счет федеральных средств 10 816,1 млн.рублей (2023 г. – 20 613,0 млн.рублей),

- за счет краевых средств – 4 621,4 млн.рублей (2023 г. – 10 579,1 млн. рублей),

- за счет средств местных бюджетов – 118,0 млн.рублей (2023 г. – 132,5 млн.рублей),

- за счет внебюджетных источников – 96,0 млн.рублей (2023 г. – 123,4 млн.рублей).

Реализация 13 региональных проектов в 2024 году осуществлялась без финансового обеспечения.

По результатам анализа отмечаем несоответствие объемов финансирования (за счет федеральных и краевых средств), предусмотренных паспортами проектов и сводной бюджетной росписью (далее – СБР), что связано с длительностью согласования изменений, вносимых в паспорта. Несоответствие установлено по следующим проектам:

- «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (в паспорте плановый объем средств на 2024 год – 1 743, 3 млн.рублей, в СБР – 1 721,7 млн.рублей);

- «Современная школа» (в паспорте – 951,1 млн.рублей, в СБР – 949,5 млн.рублей);

- «Чистая вода» (в паспорте – 484,8 млн. рублей, в СБР – 580,0 млн. рублей);

- «Чистая страна» (в паспорте 680,2 млн. рублей, в СБР – 698,5 млн.рублей);

- «Сохранение уникальных водных объектов» (в паспорте 12,6 млн.рублей, в СБР – 13,8 млн.рублей).

1.2. В бюджете края в 2024 году предусмотрено за счет федеральных и краевых средств финансирование 36 проектов на сумму 15 528,9 млн.рублей[1] (в 2023 году на реализацию 36 проектов было предусмотрено 31 110,4 млн.рублей). Фактически в 2024 году на реализацию региональных проектов направлено 15 323,1 или 98,7% от предусмотренных средств (приложение 1), в 2023 году исполнение составило также 98,7%.

Рис. 1. Информация о финансирования национальных проектов в Пермском крае за 2024 год (за счет средств краевого и федерального бюджетов), млн. рублей

По 6 национальным проектам бюджетные ассигнования исполнены на 100%, в том числе: «Демография», «Образование», «Производительность труда», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Международная кооперация и экспорт»» (в 2023 году - по 6 проектам).

Более 99,0% составляет исполнение по проекту «Здравоохранение».

По 4 нацпроектам («Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») исполнение составляет более 97,0%.

Ниже среднего уровня сложилось исполнение по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» (региональный проект «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы») - 59,1%, остаток средств в краевом бюджете 13,5 млн.рублей (согласно отчету о ходе реализации проекта низкий уровень исполнения обусловлен переносом сроков поставки беспилотных авиационных систем АО «Государственная транспортная лизинговая компания», являющимся поставщиком беспилотных авиационных систем для Пермского края, на 2025 год).

1.3. В разрезе видов расходов в 2024 году (рис.2) наибольшие объемы средств по национальным проектам направлены в виде межбюджетных трансфертов – 53,4%[2] (на уровне 2023 года), фактическое финансирование составляет 8 178,2 млн.рублей, из них основная часть по нацпроекту «Жилье и городская среда» - 3 675,8 млн.рублей и «Безопасные качественные дороги» - 2 682,5 млн.рублей. Субсидии бюджетным и автономным учреждениям составили 2 715,4 млн.рублей (17,7%), из них наибольший объем по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» - 1 216,6 млн.рублей. На социальное обеспечение и иные выплаты населению направлено 4,9% (745,2 млн.рублей по нацпроектам «Демография» и «Образование»).

Объем капитальных вложений составил 2 277,1 млн.рублей (14,9%), основная часть из них направлена на реализацию нацпроекта «Здравоохранение» - 1 134,5 млн.рублей (строительство поликлиник в Перми, Чусовом, Соликамске, Осе, д.Кондратово, п.Фролы Пермского муниципального округа). Капитальные вложения в объекты дорожного строительства (нацпроект «Безопасные качественные дороги») составили 725,7 млн.рублей (строительство автомобильной дороги «Переход ул. Строителей – площадь Гайдара», участок от примыкания улицы Папанинцев, улицы Барамзиной и 2-й Шоссейной улицы до площади Гайдара, реконструкция ул. Карпинского от ул. Мира до шоссе Космонавтов, строительство дополнительного выезда с промышленного узла «Осенцы» г. Перми, реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур – Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска, км 000+000), в объекты туристической инфраструктуры (нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства») в сумме 417,0 тыс. рублей на строительство автомобильной дороги к верхнему кластеру Всесезонного курорта «Губаха» до вершины г. Крестовая с обустройством парковок.

Удельный вес расходов на закупки исполнительными органами государственной власти и учреждениями товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в общей сумме расходов составил 5,4% (830,3 млн.рублей). Менее 1,0% (5,3 млн.рублей) составили расходы на выплату персоналу (по проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на содержание ГКУ ПК «Центр развития агробизнеса»).

Рис. 2. Структура финансирования национальных проектов в 2024 году (за счет средств краевого и федерального бюджетов) по видам расходов, %

1.4. Достижение показателей и результатов реализации национальных проектов в 2024 году проанализировано на основании сведений, содержащихся в отчетах о ходе реализации региональных проектов, размещенных в системе «Электронный бюджет».

1.4.1. Анализ достижений запланированных результатов национальных проектов показал, что из 14 национальных проектов по 13 проектам результаты выполнены в полном объеме (в 2023 г. по 9 национальным проектам).

В 2024 году введены в эксплуатацию школы в с.Култаево, в с. Лобаново, в с.Гамово и в д.Кондратово Пермского муниципального округа, каждая на 825 мест, созданы 2 технопарка «Кванториум» в Лысьвенском и Чернушинском городских округах, создан центр IТ-куб на базе Гамовской школы, 40 образовательных организаций получили компьютерное и мультимедийное оборудование с целью внедрения цифровой образовательной среды, обеспечены спортивным оборудованием 3 школы олимпийского резерва, отремонтированы спортзалы в образовательных организациях Добрянского, Верещагинского, Чусовского городских округов и Кунгурского муниципального округа, приобретено 96 ед. оборудования и 25 автомобилей для медицинских организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь, оснащены медицинским оборудованием 3 медицинские организации, оказывающие помощь больным онкологическими заболеваниям и 7 региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, введена в эксплуатацию поликлиника в г.Чусовом, капитально отремонтированы 4 объекта медицинских организаций, созданы 2 виртуальных концертных зала в 2 муниципальных образованиях, технически оснащены 2 муниципальные библиотеки, 8 муниципальных музеев, 1 театр, обновлена материально-техническая база 10 детских школ искусств, капитально отремонтированы 2 культурно-досугового центра, детская музыкальная школа в Губахинском муниципальном округе и Гайнский краеведческий музей, благоустроено 148 дворовых и 65 общественных территорий, реализованы 3 проекта по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (проекты «Заводская набережная» Добрянского городского округа, «Набережная стихий» Краснокамского городского округа, «Мост времени» Александровского городского округа), завершено строительство и реконструкция 3 объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в 3 муниципалитетах, поставлено 8 ед. техники в учреждения, выполняющие мероприятия по охране лесов от пожаров, приведены в нормативное состояние 40 автомобильных дорог и 16 мостовых сооружений, оборудовано 28 пешеходных переходов на автомобильных дорогах вблизи общеобразовательных учреждений, обеспечен ввод жилья общей площадью 1,7538 млн.кв.м, расселено 60 846,12 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, ликвидированы 3 несанкционированные свалки в Березниках, Кунгуре, Соликамске, улучшено экологическое состояние гидрографической сети путем расчистки 7 км русла р.Гайва, 176 начинающим предпринимателям предоставлены льготные финансовые ресурсы в виде микрозаймов, субъектами малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе реализованы 106 проектов, направленных на увеличение производства и реализации сельскохозяйственной продукции, созданы объекты инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристического кластера всесезонного курорта «Губаха» и другое.

По национальному проекту «Здравоохранение» (региональный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации») не выполнен 1 результат – из 97 зданий медицинских организаций, расположенных в том числе в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек (нарастающим итогом), капитально отремонтированы 96 зданий (не завершен капитальный ремонт стационара в п.Кукуштан, начатый в 2022 году), при этом плановое значение указанного результата снижено с 99 до 97 в декабре 2024 года (дополнительное соглашение к соглашению о реализации проекта от 25.12.2024).

Также ухудшены в конце отчетного периода плановые значения следующих результатов региональных проектов:

- результат «Построены и введены в эксплуатацию объекты спорта региональной (муниципальной) собственности» (региональной проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» нацпроекта «Демография») изменен с 2 ед. на 1 ед. дополнительным соглашением от 23.12.2024;

- результат «Оказана медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, в том числе за счет средств родовых сертификатов» (региональный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи» нацпроекта «Здравоохранение») уменьшен со 142 тыс. ед. до 138 тыс. ед. дополнительным соглашением от 10.12.2024;

- по трем результатам регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» нацпроекта «Здравоохранение» плановые значения показателей снижены дополнительным соглашением от 27.11.2024 (эти же результаты не выполнялись с 2021 года);

- результат «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором» регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» уменьшен с 12 ед. до 11 ед. дополнительным соглашением от 20.11.2024.

Необходимо отметить, что в 2024 году изменились единицы измерения отдельных результатов. Например, результаты регионального проекта «Современная школа» (национальный проект «Образование»), такие как «Создано новых мест в общеобразовательных организациях», «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором», «Реализованы мероприятия по модернизации инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах РФ» до 2024 года измерялись в количестве новых мест, в 2024 году – в количестве созданных объектов. Такие результаты как «Педагогические работники и управленческие кадры системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысили уровень профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам», «Проведение вакцинации против пневмококковой инфекции лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающие в организациях социального обслуживания», «Обеспечена профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении», «Дооснащены мед.изделиями детские поликлиники/детские поликлинические отделения» и др. до 2024 г. измерялись в процентах к общему количеству человек (объектов), а в отчетном периоде - в количестве человек (единицах оборудования).

Отсутствие единообразного подхода к значению результата в разные периоды не позволяет оценить степень достижения этого результата в динамике.

1.4.2. Анализ показателей региональных проектов показал, что из 143 показателей не достигнут только 1 - показатель «Младенческая смертность» по региональному проекту «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» нацпроекта «Здравоохранение» (план – 3,9 промилле (0,1 процента), факт – 4,2 промилле по оперативным данным). Согласно отчету о ходе реализации регионального проекта причиной недостижения показателя является снижение количества рождений.

2. По результатам проведенных КСП Пермского края в 2024 году 2 экспертно-аналитических и 7 контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные качественные дороги»,
«Образование», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Экология», «Производительность труда» выявлен ряд недостатков и нарушений:

- нарушения порядка выдачи социальных сертификатов (выдача сертификатов раньше срока регистрации заявки на получение сертификата, не соответствие установленным требованиям пакетов документов, направленных для выдачи сертификатов), неурегулирование порядком отдельных вопросов выдачи социального сертификата (региональный проект «Повышение доступности туристических продуктов»[3]);

- неэффективное расходование бюджетных средств в результате неработающей системы водоотведения, установленной в ходе работ по благоустройству общественной территории (региональный проект «Формирование комфортной городской среды»[4]);

- необеспечение получателем субсидии достоверности отчетных данных о фактических расходах, о достижении значений результатов предоставления субсидии, о результатах реализации проекта и отсутствие контроля за достоверностью отчетных данных со стороны уполномоченного органа (региональные проекты «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»[5], «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»[6]);

- возникновение избыточных расходов бюджета в результате необоснованной рентабельности, заложенной при расчете стоимости услуг, несоразмерность достигнутого результата и объема использованных бюджетных средств по причине отсутствия оценки проектных решений с точки зрения осуществления оптимального и эффективного расходования бюджетных средств (региональный проект «Чистая страна»[7]);

- несоответствие проектов на получение гранта установленным требованиям, неиспользование или использование не по назначению оборудования, приобретенного за счет средств субсидии, не соответствие порядка предоставления субсидии требованиям, установленным на федеральном уровне, не подтверждение значения отдельных показателей результата реализации проекта, отсутствие в требованиях к проекту ряда обязательств, позволяющих избежать рисков злоупотреблений со стороны получателей субсидий, отсутствие контроля за соблюдением порядка, условий предоставления гранта (региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»[8]);

- причинение ущерба бюджету в результате принятия и оплаты невыполненных работ («Формирование комфортной городской среды»[9]).

3. Национальные проекты, реализуемые до 2024 года, завершены (за исключением проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», реализуемого с 2024 года). С 2025 года Правительством Российской Федерации сформированы новые национальные проекты в соответствии с национальными целями развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенными Указом Президента от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». По результатам анализа итогов реализации национальных проектов на территории Пермского края за период 2019-2024 гг. отмечаем следующее.

3.1.Расходы на реализацию национальных проектов за период 2019-2024 гг. составили 117 952,0 млн.рублей. Информация об объеме фактических расходов и уровне исполнения финансирования по каждому национальному проекту по годам представлена в приложении 2.

С 2019 г. по 2023 г. наблюдается ежегодный рост объема финансирования. В 2023 он достиг максимального значения - 30 691,0 млн. рублей (рост в 2,6 раза по отношению к 2019 г.). В 2024 году объем средств значительно снизился (в 2 раза) до 15 323,1 млн. рублей. Наиболее высокий уровень исполнения финансирования достигнут в 2023 и 2024 гг. (98,7%), наиболее низкий – в первый год реализации национальных проектов, в 2019 г (87,4%).

Наибольший объем финансирования направлен на реализацию нацпроектов «Жилье и городская среда» (31 714,6 млн. рублей или 26,9% от общего объема), «Безопасные качественные дороги» (28 975,7 млн. рублей или 24,6%) и «Демография» (20 534,2 млн. рублей или 17,4%), наименьший объем - по нацпроекту «Производительность труда» (427,6 млн. руб. или 0,4%) и «Международная кооперация и экспорт» (13,0 тыс. рублей, менее 0,1%). Национальные проекты «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт» в разные периоды реализовывались без финансирования.

Количество региональных проектов, реализуемых без финансового обеспечения в разные периоды составляло от 12 до 17 проектов (рис. 3).

Рис. 3. Количество региональных проектов, реализуемых без финансирования, за 2019-2024гг., ед.

Наибольшее количество региональных проектов, реализуемых без финансового обеспечения, приходится на 2019 г. (17 из 50 проектов).

Доля расходов на реализацию национальных проектов в общем объеме расходов бюджета Пермского края в период с 2019г. по 2023г. возросла с 8,1% до 12,6%, а в 2024 г. снизилась до 6,5%.

Таблица 1
2019г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г.
Доля расходов на реализацию нацпроектов
в бюджете Пермского края, %
8,1 8,9 9,4 12,5 12,6 6,5

3.2. За период 2019-2024 гг. количество показателей национальных проектов, установленных соглашениями о реализации проектов, ежегодно менялось - с 223 ед. в 2019 г. до 147 ед. в 2024 г. Информация о количестве установленных показателей по каждому отчетному периоду представлена в таблице.

Таблица 2

Наибольшее количество показателей не достигнуто в 2020 г. (22 ед. или 10,9%), наименьшее – в 2024 г. (1 ед. или 0,7%).

Показатели, установленные по национальным проектам «Образование», «Безопасные качественные дороги», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства» в течение всего периода реализации проектов достигались в полном объеме.

По национальному проекту «Здравоохранение», по которому ежегодно установлено самое большое количество показателей (от 50 до 78 ед.), отмечается постоянное наличие недостигнутых показателей, регулярно не достигают плановых значений такие показатели, как «Обеспеченность населения средними медицинскими работниками, работающих в государственных и муниципальных организациях», «Обеспеченность медицинскими работниками, оказывающими скорую медицинскую помощь».

3.3. За период 2019-2024 гг. КСП Пермского края проведено 41 экспертно-аналитическое и контрольное мероприятие, в рамках которых рассматривались вопросы реализации национальных проектов (рис. 4).

Рис. 4. Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по вопросам реализации национальных проектов, проведенных КСП Пермского края за 2019-2024 гг., ед.

Проверками охвачены 11 из 14 национальных проектов (информация о количестве мероприятий по отчетным периодам представлена в приложении 3). Наибольшее количество мероприятий проведено по национальному проекту «Жилье и городская среда (11 ед.), по нему же вынесено наибольшее количество представлений (8 ед.). Всего по результатам указанных проверок КСП Пермского кая вынесено 13 представлений.

Приложение:

1. «Исполнение финансирования региональных проектов в рамках национальных проектов в 2024 г.» на 3 л.

2. «Исполнение финансирования национальных проектов, реализуемых на территории Пермского края, в 2019-2024 гг.» на 1 л.

3. «Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП Пермского края по вопросам реализации национальных проектов в 2019-2024 гг.» на 1 л.

[1] по данным АЦК-финансы по состоянию на 01.01.2024

[2] межбюджетные трансферты учтены по коду вида расходов 500 и включают в том числе средства на софинансирование расходов на капитальные вложения

[3] Отчет от 30.08.2024 № 18 Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов»

[4] Отчет от 26.07.2024 № 13 «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на благоустройство набережной р. Кама в п. Пожва (микрорайон Лемпиха)»

[5] Отчет от 26.09.2024 № 19 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию основного мероприятия «Региональный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие»

[6]Отчет от 30.10.2024 № 25 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении гранта «Агростартап» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», Отчет от 20.12.2024 № 27 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в рамках реализации основного мероприятия «Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие»

[7] Отчет от 24.12.2024 №31 «Проверка целевого и эффективного расходования средств, направленных из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования «Город Березники» Пермского края на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде»

[8] Отчет от 30.10.2024 № 25 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении гранта «Агростартап» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

[9] Отчет от 30.10.2024 № 23 «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на благоустройство этно-исторического пространства "Вöрчук" с устройством тротуара по ул. Пролетарская п. Гайны»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×