Контрольно-счетная палата Пермского края

Мониторинг реализации региональных проектов Пермского края за 2023 года

Добавлено: 13 мая 2024

В соответствии с планом работы на 2023 год КСП Пермского края продолжает осуществлять мониторинг реализации национальных проектов в Пермском крае.

Мониторинг реализации национальных проектов проводится с использованием государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (паспорта региональных проектов, соглашения о реализации и о предоставлении межбюджетных трансфертов, отчеты о реализации), системы «АЦК-финансы» (плановое и фактическое финансирование за счет средств федерального и краевого бюджетов). Результаты ежеквартального мониторинга в течение 2023 года размещались на официальном сайте КСП Пермского края[1].

  1. Отмечаем, что 07.11.2023 принято распоряжение губернатора Пермского края № 304-р[2], утверждающее Положение о проектной деятельности в Пермском крае (далее – Положение) и перечень региональных проектов. До принятия Положения вопросы организации проектной деятельности в Пермском крае, в том числе в отношении региональных проектов, реализующихся в рамках национальных проектов, отражались отдельными частями в различных нормативных правовых актах Пермского края[3].
  2. В 2023 году в Пермском крае осуществлялась реализация 49 региональных проектов (в 2022 году – 48 проектов), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач 13 национальных проектов, в т.ч. проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» национального проекта «Наука и университеты», реализующийся в особом порядке[4].

На 2023 год заключены соглашения с федеральными органами власти о реализации новых региональных проектов - «Чистая страна» в рамках национального проекта «Экология» (соглашение о реализации проекта от 07.12.2022), «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги» (соглашение от 26.05.2023), «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты» (соглашение от 31.05.2023). Исключены из перечня реализуемых региональных проектов 2 проекта - «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» и «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».

2.1. Согласно паспортам региональных проектов, размещенным в системе «Электронный бюджет» (по состоянию на 01.01.2024), на реализацию 36 региональных проектов за счет всех источников финансирования предусмотрено 31 448,0 млн. рублей, что на 1 930,6 млн. рублей больше, чем в 2022 году (29 517,4 млн. рублей на реализацию 35 проектов), в т.ч.:

- за счет федеральных средств 20 613,0 млн.рублей (2022 г. – 16 994,6 млн.рублей),

- за счет краевых средств – 10 579,1 млн.рублей (2022 г. – 12 306,3 млн. рублей),

- за счет средств местных бюджетов – 132,5 млн.рублей (2022 г. – 216,5 млн.рублей),

- за счет внебюджетных источников – 123,4 млн.рублей (2022 г. – 0,0 млн.рублей).

По 13 региональным проектам финансирование на 2023 год не предусмотрено.

По результатам анализа отмечаем несоответствие объемов финансирования (за счет федеральных и краевых средств), предусмотренных паспортами проектов и сводной бюджетной росписью (далее – СБР) по следующим проектам:

- «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (в паспорте плановый объем средств на 2023 год – 1 871,4 млн.рублей, в СБР – 1 799,5 млн.рублей);

- «Современная школа» (в паспорте – 4 469,4 млн.рублей, в СБР – 4 459,1 млн.рублей);

- «Развитие туристической инфраструктуры» (в паспорте – 1 006,1 млн. рублей, в СБР – 1 006,6 млн. рублей).

2.2. В бюджете края в 2023 году предусмотрено за счет федеральных и краевых средств финансирование 36 проектов на сумму 31 110,4 млн.рублей[5] (в 2022 году на реализацию 35 проектов было предусмотрено 29 302,6 млн.рублей). Фактически в 2023 году на реализацию региональных проектов направлено 30 691,0 млн.рублей или 98,7% от предусмотренных средств (приложение 1).

Рис. 1. Информация о финансирования национальных проектов в Пермском крае за 2023 год (за счет средств краевого и федерального бюджетов), млн.рублей

По 6 национальным проектам бюджетные ассигнования исполнены на 100%, в том числе: «Образование», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Производительность труда», «Культура» и «Международная кооперация и экспорт»» (в 2022 году - по 8 проектам).

Более 99,0% составляет исполнение по проектам «Демография» (99,5%) и «Туризм и индустрия гостеприимства» (99,9%).

2.2.1. Нацпроект «Здравоохранение», исполнен на 92,6% (в 2021 году – 92,0%). Среди региональных проектов нацпроекта «Здравоохранение» низкий уровень исполнения, как и в предыдущие периоды, сложился по региональному проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» - 57,1% (в 2022 г. - 61,8%, в 2021 году – 58,4%), остаток 87,8 млн. рублей (не выполнены в установленный срок работы по отдельным контрактам по развитию ЕИСЗ ПК).

Ниже среднего уровня сложилось исполнение по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 89,9% (в 2022 году – 99,7%), в том числе по региональному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» - 69,5%, остаток средств в краевом бюджете 33,3 млн.рублей (согласно отчету о ходе реализации проекта низкий уровень исполнения обусловлен недостаточным количеством поступивших заявок от сельскохозяйственных кооперативов на предоставление субсидий).

2.2.2. В разрезе видов расходов в 2023 году (рис.2) наибольшие объемы средств по национальным проектам направлены в виде межбюджетных трансфертов – 53,2%[6] (что выше уровня 2022 года - 38,1%), фактическое финансирование составляет 16 318,5 млн.рублей, из них основная часть по нацпроекту «Жилье и городская среда» - 7 912,7 млн.рублей. Субсидии бюджетным и автономным учреждениям составили 5 778,3 млн.рублей, из них по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» - 3 768,1 млн.рублей, «Здравоохранение» - 1 354,4 млн.рублей, «Образование» - 357,7 млн.рублей. На социальное обеспечение и иные выплаты населению направлено 5,8% (1 793,2 млн.рублей по нацпроектам «Демография» и «Образование»).

Объем капитальных вложений составил 5 100,7 млн.рублей (16,6%), основная часть которых направлена на реализацию нацпроекта «Образование» - 2 442,7 млн.рублей (строительство общеобразовательных школ в г. Перми по ул.Кронштадская, в с. Лобаново, с.Култаево, с. Гамово, д. Кондратово), на реализацию нацпроекта «Здравоохранение» - 397,0 млн.рублей (строительство поликлиник в г. Чусовом, г.Оса, п.Углеуральский Губахинского городского округа, д.Кондратово, с. Фролы Пермского муниципального округа), на реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» - 1 721,6 млн.рублей (строительство Восточного обхода г. Перми, автомобильной дороги Пермь – Березники, строительство дополнительного выезда с промышленного узла «Осенцы» г. Перми, устройство дополнительных полос движения в сторону подъема на автомобильных дорогах Пермского края (в Добрянском, Чусовском, Краснокамском, Горнозаводском, Большесосновском, Ильинском, Пермском районах и г. Березники), реконструкция автомобильных дорог «Пермь Ильинский», «Пермь – Ильинский – Хохловка», реконструкция мостового перехода через р. Лариха автомобильной дороги Оханск - Б. Соснова).

Удельный вес расходов на закупки исполнительными органами государственной власти и учреждениями товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в общей сумме расходов составил 3,4% (1 028,6 млн.рублей). Менее 1,0% (5,3 млн.рублей) составили расходы на выплату персоналу (по проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на содержание ГКУ ПК «Центр развития агробизнеса»).

Рис.2. Структура финансирования национальных проектов в 2023 году (за счет средств краевого и федерального бюджетов) по видам расходов, %

2.3. Достижение результатов реализации национальных проектов в 2023 году проанализировано на основании сведений, содержащихся в отчетах о ходе реализации региональных проектов, размещенных в системе «Электронный бюджет».

По 9 национальным проектам («Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Цифровая экономика», «Производительность труда», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Международная кооперация и экспорт») запланированные результаты выполнены в полном объеме (в 2022 году – по тем же проектам).

В 2023 году введены в эксплуатацию школы в г. Чернушка на 825 мест, пос. Порошево Косинского округа на 60 мест, с. Филипповка Кунгурского округа на 220 мест, г. Перми по ул. Серебристая, 8 на 1 626 мест по ул. Кронштадская, 41 на 1050 мест и по ул. Холмогорская, 2ж на 1050 мест, с. Брюзли Бардымского округа на 60 мест, п. Рябинино Чердынского округа на 220 мест, г. Кунгур по ул.Красногвардейцев на 825 мест, созданы новые места в образовательных учреждениях путем строительства новых корпусов в гимназии № 33 г.Перми (825 мест), в МАОУ «Школа дизайта «Точка» г.Перми (1050 мест), открыт технопарк «Кванториум» на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа «НьюТон» г. Чайковский, создано 5 центров IТ-куб на базе образовательных организаций в 5 муниципалитетах, 41 образовательная организация получила компьютерное и мультимедийное оборудование, 10 000 школьников совершили туристические поездки с использованием туристического сертификата, обеспечены спортивным оборудованием 5 спортивных школ и 3 школы олимпийского резерва, созданы 2 виртуальных концертных зала в 2 муниципальных образованиях, переоснащены 5 модельных библиотек, технически оснащены 2 краеведческих музея в г. Краснокамск и г. Горнозаводск и 2 театра в г. Пермь, капитально отремонтированы 3 учреждения культуры, приобретено 600 ед. оборудования и 14 санитарных автомобилей для медицинских организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь, благоустроено 146 дворовых и 57 общественных территорий, реализованы 3 проекта по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (проекты «Шаховская набережная» Лысьвенского городского округа, «Кунгур. Город мастеров», «Сердце парка» Чусовского городского округа), завершено строительство и реконструкция 3 объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в 3 муниципалитетах, поставлено 4 ед. техники и 6 ед. оборудования техники в учреждения, выполняющие мероприятия по охране лесов от пожаров, введены в эксплуатацию 54 автомобильные дороги, поставлено 16 электробусов и 4 зарядные станции для них, оборудовано 30 пешеходных переходов на автомобильных дорогах регионального значения, расселено 135,4 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, 130 начинающим предпринимателям предоставлены льготные финансовые ресурсы в виде микрозаймов, создано 2 объекта инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристического кластера всесезонного курорта «Губаха» и другое.

Вместе с тем, отмечаем, что по отдельным региональным проектам не выполнены планируемые результаты, наибольшее количество из которых, как и в 2021-2022 гг., относятся к национальному проекту «Здравоохранение»:

- по региональному проекту «Цифровой контур в здравоохранении» не в полной мере реализована система электронных рецептов (41 из 144 аптечных организаций не подключена к медицинской информационной системе «Парус»);

- по региональному проекту «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (финансирование не предусмотрено) из трех запланированных результатов 3 не достигнуты (согласно отчету о реализации проекта, результаты по численности врачей, среднего персонала, численности специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, не достигнуты в связи с увольнением 25% медицинских работников, по тем же причинам указанные результаты не выполнены в 2020-2022 гг.);

- по проекту «Модернизация первичного звена здравоохранения» не достигнуты 2 из 5 результатов: из 43 объектов медицинских учреждений не завершены работы по капитальному ремонту 3 зданий в связи с нарушением сроков ремонта (ГБУЗ ПК «Краевая больница имени академика Вагнера Е.А.» г. Березники, ГБУЗ ПК «Чайковская детская городская больница», ГБУЗ ПК «Чайковская центральная городская больница»), из 36 быстровозводимых модульных конструкций (в т.ч. 33 ФАП и 3 врачебных амбулатории) не смонтированы в срок 9 конструкций.

По национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не достигнут один результат - по региональному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (исполнение финансирования 85,7%) не достигнуто количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших государственную поддержку на создание и развитие производств АПК (69 ед. при плане 74 ед.) в связи с недостаточным количеством заявок от сельскохозяйственных кооперативов.

  1. По результатам проведенных КСП Пермского края в 2023 году 1 экспертно-аналитического и 7 контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Культура», «Цифровая экономика», выявлен ряд нарушений и проблемных моментов:

- несвоевременное принятие мер по разработке проекта постановления Правительства Пермского края, утверждающего порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов, направленных на достижение целевых показателей национального проекта, что привело к нарушению срока оплаты за выполненные работы по ремонту автомобильных дорог (региональный проект «Региональная и местная дорожная сеть»)[7];

- нарушение законодательства о некоммерческих организациях в части совершения учреждением 2 крупных сделок без предварительного согласия учредителя (региональный проект «Культурная среда»)[8];

- неиспользование и неполная оснащенность приобретенного оборудования либо использование его не по целевому назначению (региональные проекты «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»)[9];

- нарушение срока, установленного для принятия решения о назначении социальных выплат, и срока их предоставления (региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»)[10];

- нарушение законодательства в сфере закупок в части принятия и оплаты фактически невыполненных работ (региональный проект «Формирование комфортной городской среды»)[11].

В ходе мониторинга региональных проектов ежегодно отмечается неполная интеграция региональных проектов в государственные программы Пермского края - не все региональные проекты обособлены в виде отдельных структурных элементов в государственных программах Пермского края, к сфере реализации которых они относятся, что не соответствует условиям Соглашений о реализации региональных проектов, заключенным между федеральными и региональными органами исполнительной власти (п.2.2.1 Соглашения).

При анализе государственных программ Пермского края установлено, что в 2023 году в качестве отдельных структурных элементов в них не включены 4 региональных проекта: «Развитие экспорта медицинских услуг», «Системные меры по повышению производительности труда», «Цифровые технологии», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (соглашениями о реализации данных проектов на 2023 год установлены показатели и (или) результаты, финансирование не предусмотрено).

Необходимо отметить, что в связи с изменением порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ[12] с 2024 года все региональные проекты включены в государственные программы Пермского края отдельными структурными элементами.

Приложение «Исполнение финансирования региональных проектов в рамках национальных проектов в 2023 г.» на 3 л.

[1]https://ksppk.ru/otkrytye-dannye/novosti/monitoring-realizacii-regionalnyh-proektov-permskogo-kraya-za-9-mesyacev-2023-goda/

[2]Распоряжение губернатора Пермского края от 07.11.2023 № 304-р «О реализации региональных проектов в Пермском крае и признании утратившими силу некоторых распоряжений губернатора Пермского края»

[3]Распоряжения губернатора Пермского края от 28.02.2019 № 23-р «О реализации региональных проектов» и распоряжение губернатора Пермского края от 15.03.2019 № 43-р «Об утверждении Положения и составов проектных комитетов по основным направлениям стратегического развития» утратили силу в связи с принятием распоряжения губернатора Пермского края от 07.11.2023 № 304-р

[4]Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» (вместе с «Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики»)

[5] По данным АЦК-финансы по состоянию на 01.01.2023

[6]Межбюджетные трансферты учтены по коду вида расходов 500 и включают в том числе средства на софинансирование расходов на капитальные вложения

[7]Отчет КСП Пермского края от 31.01.2023 № 1 «Проверка соблюдения порядка перечисления иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги» бюджету Краснокамского городского округа»

[8] Отчет КСП Пермского края от 31.03.2023 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств иных межбюджетных трансфертов, направленных бюджетам муниципальных образований Пермского края на создание модельных муниципальных библиотек в рамках реализации основного мероприятия «Региональный проект «Культурная среда» государственной программы Пермского края «Пермский край - территория культуры»

[9] Заключение КСП Пермского края от 05.06.2023 №4 «О ходе исполнения Закона Пермского края от 23.11.2015 № 573-ПК «Об охране здоровья граждан в Пермском крае» в части профилактики и оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями», отчет КСП Пермского края от 28.12.2023 № 36 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования средств, направленных на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие малых форм хозяйствования, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»

[10] Отчет КСП Пермского края от 31.08.2023 № 20 «Проверка осуществления расходов на предоставление ежемесячной денежной выплаты, назначенной в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет»

[11] Отчет КСП Пермского края от 31.08.2023 № 19 «Проверка расходования бюджетных средств, направленных на реализацию на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды»

[12]Постановление Правительства Пермского края от 29.09.2023 № 746-п «О системе управления государственными программами Пермского края»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×