Контрольно-счетная палата Пермского края

Мониторинг реализации региональных проектов Пермского края

Добавлено: 27 марта 2023
Мониторинг реализации региональных проектов Пермского края, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач национальных проектов за 2022 год.

В соответствии с планом работы на 2023 год КСП Пермского края продолжает осуществлять мониторинг реализации национальных проектов в Пермском крае.

Мониторинг реализации национальных проектов проводится с использованием государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (паспорта региональных проектов, соглашения о реализации и о предоставлении межбюджетных трансфертов, отчеты о реализации), системы «АЦК-финансы» (плановое и фактическое финансирование за счет средств федерального и краевого бюджетов). Результаты ежеквартального мониторинга в течение 2022 года размещались на официальном сайте КСП Пермского края[1].

1. В 2022 году в нормативно-правовую базу по реализации национальных проектов в Пермском крае внесены изменения:

- распоряжение губернатора Пермского края от 28.02.2019 № 23-р «О реализации региональных проектов» дополнено региональными проектами, реализация которых началась в 2022 году, уточнены сроки подготовки и порядок согласования паспортов (изменений паспортов) региональных проектов, информации о ходе реализации региональных проектов, установлены сроки формирования в ГИИС «Электронный бюджет» уточняющих отчетов о ходе реализации региональных проектов, введено положение о размещении на сайте губернатора и Правительства Пермского края и на сайтах органов государственной власти Пермского края, реализующих мероприятия региональных проектов соответствующего национального проекта, первичной и актуальной версии паспорта регионального проекта;

- принято распоряжение губернатора Пермского края от 07.04.2022 № 68-р «О полномочиях в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»[2], которым утвержден перечень лиц, уполномоченных на совершение действий по вводу данных, согласованию, утверждению паспортов и соглашений по региональным проектам в системе «Электронный бюджет».

2. В 2022 году в Пермском крае осуществлялась реализация 48 региональных проектов (в 2021 году – 44 проекта), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач 13 национальных проектов, в т.ч. проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» национального проекта «Наука и университеты», реализующийся в особом порядке[3].

В связи с появлением новых федеральных проектов количество региональных проектов увеличилось по отношению к 2021 году. С 2022 года реализуются региональные проекты «Модернизация первичного звена здравоохранения» нацпроекта «Здравоохранение», «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России») нацпроекта «Образование», региональные проекты «Развитие туристической инфраструктуры» и «Повышение доступности туристических продуктов» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

2.1. Согласно паспортам региональных проектов, размещенным в системе «Электронный бюджет» (по состоянию на 01.01.2023), на реализацию 35 региональных проектов за счет всех источников финансирования предусмотрено 29 517,4 млн. рублей, что на 11 810,8 млн. рублей больше, чем в 2021 году (17 706,6 млн. рублей на реализацию 28 проектов), в т.ч.:

- за счет федеральных средств 16 994,6 млн. рублей (2021 г. – 10 834,5 млн. рублей),

- за счет краевых средств – 12 306,3 млн. рублей (2021 г. – 6 669,3 млн. рублей),

- за счет средств местных бюджетов – 216,5 млн. рублей (2021 г. – 202,8 млн. рублей).

По 12 региональным проектам с федеральными органами власти заключены соглашения о реализации, разработаны паспорта региональных проектов, установлены плановые результаты, но финансирование на 2022 год не предусмотрено (приложение 1).

2.2. В бюджете края в 2022 году предусмотрено за счет федеральных и краевых средств финансирование 35 проектов на сумму 29 302,6 млн. рублей[4] (в 2021 году на реализацию 28 проектов предусмотрено 17 698,0 млн. рублей). Фактически в 2022 году на реализацию 35 региональных проектов направлено 27 402,6 млн. рублей или 93,5% от предусмотренных средств (в 2021 году на реализацию 28 региональных проектов направлено 17 191,8 млн. рублей или 97,1% от предусмотренных средств) (приложение 2).

[1]https://ksppk.ru/otkrytye-dannye/novosti/monitoring-realizacii-regionalnyh-proektov-permskogo-kraya-obespechivayushih-dostizhenie-celej-i-celevyh-pokazatelej-vypolnenie-zadach-nacionalnyh-proektov-za-9-mesyacev-2022-goda/

[2]Распоряжение губернатора Пермского края от 20.02.2019 № 18-р «О полномочиях в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» признано утратившим силу

[3]Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» (вместе с «Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики»)

[4] По данным АЦК-финансы по состоянию на 01.01.2023

Информация о финансирования национальных проектов в Пермском крае за 2022 год (за счет средств краевого и федерального бюджетов), млн.рублей

По 8 национальным проектам бюджетные ассигнования исполнены на 100%, в том числе: «Образование», «Экология», «Безопасные и качественные дороги», «Производительность труда», «Цифровая экономика», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства» и «Международная кооперация и экспорт»» (в 2021 году - по 5 проектам).

Более 99,0% составляет исполнение по проектам «Демография» (99,9%) и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (99,7%).

2.2.1. Нацпроект «Здравоохранение», исполнен на 92,0% (в 2021 году – 88,5%). Среди региональных проектов нацпроекта «Здравоохранение» низкий уровень исполнения, как и в 2021 году, сложился по региональному проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» - 61,8% (в 2021 году – 58,4%), остаток 106,3 млн. рублей (не выполнены в установленный срок работы по отдельным контрактам по развитию ЕИСЗ ПК).

Наиболее низкое исполнение по проекту «Жилье и городская среда» - 83,4% (в 2021 году – 96,5%). Исполнение ниже среднего уровня сложилось по региональному проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» - 80,2%, остаток средств в краевом бюджете 1 598,5 млн.рублей (согласно отчету о ходе реализации проекта срок оплаты по заключенным в 2022 году муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений - 2023 год).

2.2.2. В разрезе видов расходов в 2022 году (рис.2) наибольшие объемы средств по национальным проектам направлены в виде межбюджетных трансфертов - 38,1%[1], что соответствует уровню 2021 года (фактическое финансирование составило 10 437,8 млн.рублей, из них основная часть -по нацпроекту «Жилье и городская среда» - 8 029,0 млн.рублей), на социальное обеспечение и иные выплаты населению направлено 19,5% (5 347,7 млн.рублей по нацпроектам «Демография» и «Образование»). Субсидии бюджетным и автономным учреждениям составили 5 278,1 млн.рублей (их доля возросла по отношению к 2021 году с 12,0% до 19,3 %), из них по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» - 2 469,6 млн.рублей, «Здравоохранение» 2 157,8 млн.рублей, «Образование» - 423,3 млн.рублей.

Доля капитальных вложений в общем объеме средств возросла по отношению к 2021 году с 11,4% до 17,4% и составила 4 757,2 млн.рублей, из них на реализацию проекта «Безопасные качественные дороги» - 2 873,9 млн.рублей на строительство Восточного обхода г. Перми, автомобильной дороги Пермь – Березники, участка Березники - Соликамск автомобильной дороги Кунгур – Соликамск, строительство дополнительного выезда с промышленного узла «Осенцы» г. Перми, устройство дополнительных полос движения в сторону подъема на автомобильных дорогах Пермского края, «Образование» - 1 446,1млн.рублей на строительство семи общеобразовательных школ в г. Перми, с. Лобаново, с.Култаево, с. Гамово, д. Кондратово, «Здравоохранение» - 437,1 млн.рублей на строительство поликлиник в г.Кудымкаре, п.Углеуральский Губахинского городского округа, г.Перми (Ленинский район), больницы в п. Полазна, сельской врачебной амбулатории в п. Зюкайка Верещагинского городского округа.

Удельный вес расходов по закупочной деятельности составил 4,6% (1 255,4 млн.рублей). Менее 1,0% (4,0 млн.рублей) составили расходы на выплату персоналу (по проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на содержание ГКУ ПК «Центр развития агробизнеса»).

[1]Межбюджетные трансферты учтены по коду вида расходов 500 и включают в том числе средства на софинансирование расходов на капитальные вложения

Рис.2. Структура финансирования национальных проектов в 2022 году (за счет средств краевого и федерального бюджетов) по видам расходов, %

Наибольшие остатки средств в краевом бюджете сложились по межбюджетным трансфертам (остаток 1 598,5 млн.рублей по нацпроекту «Жилье и городская среда», исполнение 86,7%) и по закупочной деятельности (остаток – 269,2 млн.рублей по нацпроекту «Здравоохранение», исполнение 82,4%).

2.3. Достижение результатов реализации национальных проектов в 2022 году проанализировано на основании сведений, содержащихся в отчетах о ходе реализации региональных проектов. Показатели на момент подготовки данной информации сформированы не в полном объеме (носят предварительный характер).

По 9 национальным проектам («Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Цифровая экономика», «Производительность труда», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Международная кооперация и экспорт») запланированные результаты выполнены в полном объеме (в 2021 году - по 6 проектам).

В 2022 году введены в эксплуатацию школы в д. Малая Шадейка Лысьвенского городского округа на 60 мест, в п. Горный Пермского муниципального района на 825 мест, в г. Перми по ул. Цимлянская, 4 на 770 мест, «Общеобразовательная школа МАОУ Техно-Школа им. В.П.Савиных» в г. Перми на 1050 мест, в микрорайоне Клестовка г. Соликамска на 825 мест, пристрой на 300 мест к МБОУ «СОШ № 8» в г. Краснокамске, школа по ул. Юнг Прикамья в г.Перми на 1100 мест, созданы 550 новых мест путем реконструкции здания МБОУ «Гимназия № 17» г. Перми, в 14 муниципальных образованиях открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», открыт технопарк «Кванториум» на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Березники, 7183 школьника из всех муниципальных образований совершили двухдневные туристические поездки, создано 12 мастерских в 5 профессиональных образовательных организациях Кизеловского, Краснокамского, Соликамского, Чайковского и Пермского округов, обеспечены спортивным оборудованием, инвентарем, экипировкой 5 спортивных школ, внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям в 5 профессиональных образовательных организациях, открыты 4 виртуальных концертных зала в 4 муниципальных образованиях, открыты 6 модельных библиотек, приобретены 4 передвижных многофункциональных культурных центра (автоклуба) для обслуживания сельского населения 4 муниципальных образований, благоустроено 171 дворовых и 73 общественных территорий, реализованы 2 проекта по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях («О, берег» Чайковского городского округа и «Усолье. Регенерация культуры» города Березники), введен в эксплуатацию 1 объект питьевого водоснабжения и водоподготовки «Водопровод от скважины д. Богданово для технологического присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения п. Менделеево», поставлено 10 единиц лесопожарной техники для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, введены в эксплуатацию 62 объекта автомобильных дорог, 11 мостовых переходов, расселено 109,5 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, 183 субъекта малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр социальных предпринимателей, получили финансовую поддержку в виде грантов, предоставлены льготные финансовые ресурсы государственными микрофинансовыми организациями 66 начинающим предпринимателям, 45 субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе получили государственную поддержку на создание и развитие производства и другое.

Вместе с тем, отмечаем, что по отдельным региональным проектам не выполнены планируемые результаты, наибольшее количество из которых, как и в 2021 году, по национальному проекту «Здравоохранение»:

- по проекту «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (исполнение финансирования 99,9%) из 6 медицинских организаций переоснащены/дооснащены медицинским оборудованием 3 организации (в 2021 году – 7 из 14 организаций), согласно отчету о реализации проекта причиной является нарушение сроков поставки оборудования);

- по проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» (исполнение финансирования 98,9%) из 2 медицинских организаций, оказывающие помощь больным онкологическими заболеваниями, оснащена (переоснащена) медицинским оборудованием 1 организация (из 43 единиц оборудования введено в эксплуатацию 36 единиц);

- по проекту «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи» (финансирование не предусмотрено) не достигнут результат по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, в том числе за счет средств родовых сертификатов - 96,834 тыс. человек при плане 97,2 тыс. человек в связи со снижением количества рождений (в 2021 году - 73,478 тыс. человек при плане - 75,971 тыс. человек);

- по проекту «Цифровой контур в здравоохранении» (исполнение финансирования 61,8%) не в полной мере обеспечен доступ для граждан к юридически значимым электронным медицинским документам посредством Личного кабинета пациента «Мое здоровье» (в 71,9% из 73,0% медицинских организаций) в связи с техническими проблемами в работе ЕГИСЗ;

- по проекту «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (финансирование не предусмотрено) из четырех запланированных результатов 3 не достигнуты (согласно отчету о реализации проекта, результаты по численности врачей, среднего персонала, аккредитованных специалистов и участвующих в системе непрерывного образования не достигнуты в связи с увольнением 25% медицинских работников, по тем же причинам указанные результаты не выполнены и в 2021 году);

- по проекту «Модернизация первичного звена здравоохранения» (реализуется с 2022 года, исполнение финансирования 91,8%) не достигнуты 3 из 6 результатов: не завершены работы по капитальному ремонту 2 зданий больниц в п. Кукуштан и п. Звездный (план - 50 ед., факт – 48 ед.), не в полном объеме приобретено оборудование в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, а также в медицинские организации, расположенные в сельской местности, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек (594 ед. оборудования из 679 ед.), из 33 быстровозводимых модульных конструкций объектов медицинских организаций приобретены и смонтированы 5 в связи с нарушением сроков выполнения работ.

По национальным проектам «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Демография», не достигнуто по одному результату:

- по проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не достигнут объем внебюджетных инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков (81,8 млн.рублей при плане 128,0 млн.рублей) в связи с введением политических и экономических санкций;

- по проекту «Содействие занятости» национального проекта «Демография» не выполнен результат по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных организациях (план на 2022 год – 55 мест, факт – 0 мест), т.к. не введен в эксплуатацию детский сад в д.Малая Серва Кудымкарского муниципального округа.

По отдельным региональным проектам плановые результаты были сокращены (ухудшены) в декабре 2022 года:

- по проекту «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи» национального проекта «Здравоохранение» доля детей в возрасте 0 - 17 лет, охваченных профилактическими осмотрами, уменьшена с 94,5% до 74,0%, факт - 81,8% (в 2021 году плановое значение результата также было уменьшено в декабре), количество женщин, которым оказана медицинская помощь в период беременности, родов и в послеродовый период, в том числе за счет средств родовых сертификатов, уменьшено со 107,5 тыс. человек до 97,2 тыс. человек (факт - 96,834 тыс.человек);

- по проекту «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда» количество реализованных проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов Пермского края, предусматривающие строительство жилья и создание социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, уменьшено с 2 до 1 проекта (факт – 1 проект).

3. По результатам проведенных КСП Пермского края в 2022 году 10 контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Образование», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Культура» выявлен ряд нарушений и проблемных моментов:

- нарушение законодательства в сфере закупок в части несвоевременного размещения (неразмещения) информации в реестре контрактов (региональный проект «Сохранение лесов»[1]), нарушение сроков оплаты подрядчику за выполненные работы (региональные проекты «Безопасность дорожного движения» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»[2]), принятие фактически невыполненных работ (региональный проект «Современная школа»[3]);

- нарушение порядка расходования средств субсидии, предоставленной из бюджета Пермского края, несоответствие отдельных положений муниципального порядка предоставления и расходования субсидии требованиям соответствующих порядков краевого и федерального уровней (региональный проект «Формирование комфортной городской среды»[4]);

- непредоставление муниципальными образованиями-получателями субсидии отчетности о ходе выполнения мероприятий, о достижении значений показателей результативности, отсутствие контроля со стороны ГРБС за предоставлением муниципальными образованиями отчетности, за выполнением муниципальными образованиями обязательств в рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидии в части установления требований к качеству и доступности муниципальных услуг (региональный проект «Цифровая культура»[5])

- нарушение порядка проведения конкурсного отбора получателей субсидии в части оценки заявок участников отбора, несоблюдения перечня расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (региональный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»[6]);

- нарушение порядка формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (региональный проект «Безопасность дорожного движения»);

- искажение информации о фактических значениях показателей в отчетах о ходе реализации регионального проекта, отсутствие подтверждения фактического значения показателя регионального проекта (региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»);

- неиспользование оборудования по прямому назначению (региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»).

В ходе мониторинга выявлена неполная интеграция региональных проектов в государственные программы Пермского края. Согласно п. 44 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288[7] (рекомендовано для организации проектной деятельности в субъектах Российской Федерации), федеральные проекты отражаются в виде структурных элементов в составе соответствующих государственных программ Российской Федерации, к сфере реализации которых они относятся.

Соглашениями о реализации региональных проектов между федеральными и региональными органами исполнительной власти (п.2.2.1) также предусмотрено наличие утвержденной государственной программы Пермского края, в которой региональный проект, соответствующий федеральному проекту, обособлен в виде отдельного структурного элемента. Данное требование закреплено в распоряжении губернатора Пермского края от 28.02.2019 № 23-р «О реализации региональных проектов» (далее – распоряжение № 23-р) с января 2023 года.

При анализе государственных программ Пермского края установлено, что в качестве отдельных структурных элементов в них не включены 6 региональных проектов: «Развитие экспорта медицинских услуг», «Системные меры по повышению производительности труда», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (соглашениями о реализации данных проектов на 2022 год установлены показатели и результаты, финансирование не предусмотрено). Кроме того, в государственной программе Пермского края «Образование и молодежная политика»[8] указано неактуальное наименование регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», при этом в соответствии с распоряжением № 23-р с 2021 года наименование проекта - «Содействие занятости».

Приложения:

Приложение 1. Перечень региональных проектов, финансирование которых не предусмотрено паспортами региональных проектов в 2022 г.

Приложение 2. Исполнение финансирования региональных проектов в рамках национальных проектов в 2022 г.

[1] Отчет КСП Пермского края от 11.03.2022 № 1 «Аудит закупок Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края автотранспортных средств и специальной техники за 2020-2021 годы»

[2] Отчет КСП Пермского края от 26.12.2022 № 36 «Проверка расходования бюджетных средств, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения»

[3] Отчет КСП Пермского края от 06.06.2022 № 11 «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, направленных на реализацию муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований»

[4] Отчет КСП Пермского края от 29.12.2022 № 41 «Проверка целевого и эффективного использования субсидии из бюджета Пермского края бюджету города Перми на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов города Перми, в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»»

[5] Отчет КСП Пермского края от 15.12.2022 № 33 «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств иных межбюджетных трансфертов, направленных бюджетам муниципальных образований Пермского края на создание виртуальных концертных залов в рамках реализации основного мероприятия «Федеральный проект «Цифровая культура» государственной программы Пермского края «Пермский край - территория культуры»

[6] Отчет КСП Пермского края от 01.06.2022 № 13 «Проверка целевого и эффективного расходования бюджетных средств, направленных на финансовое обеспечение отдельных мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни»

[7]Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»)

[8]Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1318-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Образование и молодежная политика»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×