Контрольно-счетная палата Пермского края

1.19 | Контрольное мероприятие «Проверка управления и распоряжения государственным имуществом Пермского края, находящимся в казне Пермского края»

Добавлено: 17 июня 2025
Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка управления и распоряжения государственным имуществом Пермского края, находящимся в казне Пермского края»

Отчет утвержден решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Пермского края, протокол № 6 от 30.04.2025.

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с п. 1.19 плана работы КСП Пермского края на 2025 год.

Объекты контроля: Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство), государственное казенное учреждение Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края» (далее - ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края»), Религиозная организация «Пермская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Религиозная организация «Богородице – Казанский Серафимо – Алексеевский Бахаревский женский монастырь Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Пермская региональная общественная организация по содействию и реализации прав граждан на защиту семьи, материнства и детства «Территория семьи».

Проверяемый период: 2023 – март 2025 гг.

Результаты контрольного мероприятия показали следующее:

Согласно ч. 1 ст. 58 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» (далее - Закон от 14.12.2007 № 150-ПК), учет краевого имущества осуществляется Министерством в Реестре государственной собственности Пермского края (далее – Реестр). Правила ведения Реестра регламентированы постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2008 № 156-п[1] (далее – Правила ведения Реестра).

Согласно данным Реестра, в составе имущества казны по состоянию на 01.01.2025 числится 3 994 объекта, из них: 367 объектов недвижимого имущества остаточной стоимостью 4 230 145,0 тыс. рублей, 1 657 объект движимого имущества остаточной стоимостью 519 455,4 тыс. рублей и 1 970 земельных участков кадастровой стоимостью 15 700 155,2 тыс. рублей, с увеличением в проверенном периоде на 85 ед. (на 30,1%), на 1 289 ед. (в 4,5 раза) и на 698 ед. (на 54,9%), соответственно.

В проверенном периоде основанием поступления имущества в казну являлось принятие имущества от муниципальных образований, государственных бюджетных и казенных учреждений Пермского края; основные причины выбытия: приватизация, передача в федеральную/муниципальную собственность, предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, закрепление движимого имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения за государственными учреждениями/унитарными предприятиями края, списание непригодного к эксплуатации.

По данным Реестра, доля объектов казны, вовлеченных в хозяйственный оборот, по состоянию на 01.01.2025 по сравнению с 01.01.2023 увеличилась в 4,6 раза или на 1 959 ед. и составила 2 494 ед. По состоянию на 01.01.2025 количество объектов казны переданных: в аренду увеличилось на 88,3% или на 182 ед.; в безвозмездное пользование увеличилось в 4 раза или на 331 ед.; в рамках концессионных соглашений увеличилось в 8,7 раз или на 1 446 ед.

В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 13, ч. 4 ст. 60 Закона от 14.12.2007 № 150-ПК в проверенном периоде Министерством не обеспечивалось надлежащее выполнение полномочий собственника имущества казны в части управления и обеспечения сохранности краевого имущества казны. Так, по состоянию на 01.01.2025 в составе имущества казны учтено 1 117 объектов, не переданных Министерством ни на хранение, ни в пользование третьим лицам: 16 ед. недвижимого имущества (4,3% от учтенного недвижимого имущества казны), 22 ед. движимого имущества (1,3% от учтенного движимого имущества казны), 1 079 ед. земельных участков (54,8% от учтенных земельных участков казны).

Министерством ненадлежащим образом исполнялись полномочия по организации учета краевого имущества и ведения Реестра в отношении объектов казны, что нарушает требования п. 12 ч. 1 ст. 13, ч. 2 и ч. 3 ст. 58 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК. Так, проверкой установлено: отсутствие учетных сведений об объектах имущества казны; отсутствие сведений, характеризующих и идентифицирующих объекты имущества (в отношении движимого имущества – транспортных средств отсутствуют учетные данные: заводской номер, номер двигателя, реквизиты паспорта транспортного средства, государственный регистрационный номер и др.); отсутствие достоверных сведений о состоянии объектов; отсутствие достоверных сведений о передаче имущества казны
в пользование третьим лицам; отсутствие достоверных сведений о количестве объектов; учитываются «в наличии» снятые с учета объекты, без соответствующей отметки об их выбытии. Таким образом, Реестр не содержит полных, достоверных и объективных сведений об объектах имущества казны Пермского края.

В нарушение ч. 2 ст. 58 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК,
п. 1.2, п. 2.15, п. 2.16 Правил ведения Реестра, в Министерстве, по ряду объектов имущества казны, отсутствуют реестровые дела, содержащие документы о краевом имуществе.

В проверенном периоде Министерством осуществлялась инвентаризация имущества казны путем выверки данных бюджетного учета с данными Реестра, что нарушает требования ч. 1, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2001 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1.3, п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, п. 79 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н. В результате, Министерство не владело полной и достоверной информацией о фактическом наличии, действительности существования, состоянии объектов имущества казны.

Министерством не обеспечено надлежащее выполнение полномочий собственника имущества казны в части обеспечения сохранности краевого имущества казны, осуществления контроля за объектами имущества казны, что нарушает требования п. 3 ч. 1 ст. 13, ч. 4 ст. 60 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК, п. 3.4. Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 № 88-п.

Министерством не осуществлялся анализ эффективности использования недвижимого имущества казны Пермского края,
не устанавливались пороговые значения показателей, не проводилась оценка показателей эффективности использования объектов недвижимого имущества казны Пермского края, что не соответствует требованиям п. 19, п. 20, п. 21 Методики определения критериев оптимальности состава государственного имущества Пермского края и показателей эффективности управления
и распоряжения им, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 20.08.2021 № 595-п.

По результатам контрольного мероприятия выданы предложения в адрес Министерства:

Учетную политику Министерства, утвержденную приказом государственного казенного учреждения Пермского края «Единый центр учета» от 30.12.2019 № 298, привести в соответствие требованиям п. 17, п. 18, п. 20 приложения 1 «Общие требования к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности» к Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 274н, в части проведения инвентаризации государственного имущества казны Пермского края путем выявления фактического существования, обоснованности наличия, оценки состояния объектов.

В целях учета, актуализации учетных сведений Реестра государственной собственности Пермского края в отношении объектов имущества казны Пермского края обеспечить проведение инвентаризации объектов имущества казны Пермского края в соответствии с требованиями ч. 1, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2001 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 79 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н, п. 3, п. 4 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2023 № 4н.

В целях устранения нарушений внесено представление в адрес министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, направлены соответствующие информационные письма.

[1] Постановление Правительства Пермского края от 10.06.2008 № 156-п «Об утверждении правил ведения реестра государственной собственности Пермского края».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×