Контрольно-счетная палата Пермского края

1.20 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении гранта «Агростартап» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»

Добавлено: 17 января 2025
Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении гранта «Агростартап» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 18 от 30.10.2024 г.

В соответствии с пунктом 1.22 плана работы КСП Пермского края на 2024 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении гранта «Агростартап» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (отчет от 30.10.2024 № 25). Объектами контрольного мероприятия являлись Министерство агропромышленного комплекса Пермского края, ГКУ «Центр развития агробизнеса», ИП Бородкин И.А., проверяемый период 2022- июль 2024 года.

Предоставление гранта «Агростартап» в Пермском крае началось с 2021 г. в соответствии с Порядком предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 06.05.2021 № 275-п (далее – Порядок № 275-п). С июля 2024 г. действует новый порядок, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 01.07.2024 № 412-п (далее – Порядок № 412-п).

Грант «Агростартап» предоставлен в 2022 г. в сумме 69 223,6 тыс.рублей 24 получателям; в 2023 г. – в сумме 62 350,1 тыс.рублей 22 получателям; в 2024 г. грант (по состоянию на 01.08.2024) не предоставлялся (предусмотрено 57 076,8 тыс.рублей).

Анализ нормативно-правовой базы показал, что в нарушение приложения 6 («Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации») Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - приложение 6 Госпрограммы РФ № 717) Министерством не определены случаи внесения изменений в проект; в Порядке № 412-п не корректно указана государственная программа (с 2024 г., когда начал действовать Порядок № 412-п, субсидии предоставлялись в рамках государственной программы «Экономическая политика и инновационное развитие», а не «Развитие агропромышленного комплекса Пермского края»).

Анализ порядков предоставления субсидий на предмет соответствия общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 № 1782, показал, что Порядком № 412-п определен не полный перечень документов, подтверждающих соответствие получателя субсидии требованиям; не все показатели деятельности, характеризующие цель предоставления гранта «Агростартап», конкретны, измеримы, что влечет риски невозможности оценки достижения цели реализации проекта.

В нарушение ч. 5 ст. 8 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о получении поддержки в виде гранта «Агростартап» в 2022-2023 годах Министерством в единый реестр субъектов МСП – получателей поддержки в установленные сроки не направлялись (направлены в ходе контрольного мероприятия).

При проверке соблюдения требований порядков предоставления гранта «Агростартап» установлено, что к отбору допускались проекты, не соответствующие требованиям; в приказах об отклонении заявок, о предоставлении грантов указывались КФХ, ИП, которые на момент принятия решения таковыми не являлись. В отсутствие соответствующих положений в Порядке № 275-п, Министерством предоставлен грант получателю с меньшим количеством новых рабочих мест в Соглашении, чем было предусмотрено в проекте грантополучателя и оценивалось комиссией (2 рабочих места вместо 3-х).

В нарушение Порядка № 275-п, Приложения 6 Госпрограммы РФ № 717 заключенные Министерством в 2022, 2023 гг. соглашения с грантополучателями не соответствовали типовой форме; в 12 Соглашениях 2022, 2023 гг. на первый год реализации гранта не предусмотрены плановые результаты создания новых рабочих мест, соответственно глава крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) индивидуальный предприниматель не учтен в качестве новых постоянных работников на первый год реализации Проектов. Предусмотренные в Соглашении с ИП Бородкиным А.И. формы федерального статистического наблюдения не соответствовали направлениям его деятельности и не подтверждали достижение показателей деятельности.

В нарушение Порядка № 275-п региональной конкурсной комиссией принимались решения о согласовании изменений плана расходов грантополучателей при отсутствии причин внесения изменений, а также обосновывающих документов (в порядке отсутствовало требование их предоставлять); комиссией принято решение о согласовании изменения в план расходов ИП Игнатьевской Н.Н., Министерством заключено дополнительное соглашение и предоставлена субсидия на приобретение Водонагревателя промышленного ПВН-300 - оборудования, которое не утверждено Приказом Министерства об утверждении списка оборудования.

В Требованиях к проектам не предусмотрены ограничения на участие идентичных проектов, реализуемых на одной территории, для исключения рисков злоупотреблений со стороны получателей грантов при реализации проектов. Среди критериев отбора не предусмотрены критерии о наличии земельного участка, имущества в собственности или в надлежаще оформленной аренде на срок предоставления гранта, что позволило бы обеспечить выполнение обязательства – осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет и повысить ответственность потенциальных грантополучателей.

Достижение значения результата предоставления гранта «Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, принятых индивидуальным предпринимателем при получении гранта», которое должно подтверждаться формой отчетности в налоговую инспекцию, не подтверждено информацией из УФНС о количестве новых работников, принятых в соответствующем году, что свидетельствует о недостижении результата использования субсидий, о несохранении созданных новых постоянных рабочих мест, о неосуществлении контроля Министерством за соблюдением порядка, условий предоставления гранта, неосуществлении оценки эффективности использования субсидий. Документы, представленные грантополучателями в качестве подтверждающих достижение результата, оформлены с нарушением порядка заполнения форм (приемка одной и той же формы осуществлена за разные даты, отсутствует факт приема документа налоговой инспекцией, отдельные листы отсутствуют).

Значение показателей деятельности об объемах производства и реализации «подконтрольной» продукции не подтверждено информацией Россельхознадзора, выборочной проверкой информации в книге доходов и расходов одного из получателей гранта.

Оценка осуществления Министерством контроля использования субсидий показала, что Министерством должным образом не контролировалось предоставление документов, предусмотренных к отчетам о расходах и о достижении результатов реализации проектов, соответствие отчетов прилагаемым документам; отмечаются недостатки контроля при выездных проверках, что указывает на ненадлежащее исполнение Министерством полномочий ГРБС в части обеспечения результативности, целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (нарушение ст. 158 БК РФ, пунктов 3.21, 3.23 Положения о Министерстве).

По результатам контрольного мероприятия направлены предложения Министерству:

  1. Инициировать внесение изменений в Порядок № 412-п, предусматривающих учет указанных в отчете замечаний, в т.ч. в части:
    перечня документов, подтверждающих соответствие получателя требованиям, достижение показателей деятельности в полном объеме, осуществление расходов (указания характеристики приобретаемого имущества);
    регламентации порядка внесения изменений в план расходов;
    подтверждения наличия зарегистрированного права собственности либо права аренды на срок не менее срока реализации проекта в отношении земельного участка, имущества, используемого для реализации проекта; исключение возможности предоставления идентичных проектов, реализуемых на одной территории.
  2. Определить предусмотренные п. 3.46 Порядка № 412-п случаи, в которых допускается внесение изменений в проект создания и (или) развития хозяйства.
  3. В рамках выполнения обязательств Министерства по осуществлению контроля использования субсидий принять установленные в Соглашениях меры ответственности к грантополучателям за недостижение результата.
  4. Соглашения с получателями гранта «Агростартап» привести в соответствие с типовой формой.

Представлений и предписаний не направлялось.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×