1.21 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при формировании, финансировании и исполнении государственного задания государственного бюджетного учреждения Пермского края
Добавлено: 3 октября 2024
Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 11 от 26.07.2024 г.
В соответствии с пунктом 1.21 плана работы КСП Пермского края на 2024 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств при формировании, финансировании и исполнении государственного задания государственного бюджетного учреждения Пермского края «Дирекция особо охраняемых природных территорий Пермского края» и субсидий на иные цели». Объектами контроля являлись Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство), ГБУ ПК «Дирекция особо охраняемых природных территорий Пермского края» (далее – Учреждение). Проверяемый период деятельности – 2022 год - март 2024 года.
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказами Министерства от 02.02.2021 № 30-01-02-91, от 14.07.2023 № 30-01-02-843 (далее – Устав), согласно которому оно создано в целях управления особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) Пермского края.
Объем субсидий на выполнение государственного задания составил: в 2022 г. - 36 498,50 тыс.рублей, в 2023 г. - 42 336,60 тыс.рублей, на 2024 г. запланировано (на момент проверки) - 52 503,50 тыс.рублей.
По результатам формирования государственного задания установлено, что экологические парки г.Перми не переданы Министерством в управление Учреждению, при этом сформировано государственное задание, предусматривающее управление ими (что не соответствует п. 3.1., 3.3 Устава Учреждения, ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 20 Закона Пермского края от 04.12.2015 № 565-ПК «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края»); сформированное на 2024 г. государственное задание по работе «Организация и проведение экскурсий, мастер-классов, лекций, выставок и тематических игр, направленных на экологическое просвещение населения на территории визит-центров» невыполнимо ввиду отсутствия имущества, приобретенного на наполнение экспозиционного пространства Визит-центра ООПТ в г.Перми. В нарушение Порядка формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071-п (далее - Порядок № 1071-п), Порядка проведения мониторинга показатели объема государственных работ в отдельных случаях утверждались без учета динамики их выполнения за прошлые годы, в показатели необоснованно вносились изменения, в нарушение п. 3.4(1) Порядка № 1071-п, п.п. 7, 8 Методических рекомендаций № 1071-п расчет нормативов не основывался на утвержденных стандартах, минимальном объеме затрат, порядок расчета не был предусмотрен иным методом, установленным правовым актом учредителя. Приказ о нормативах проведения мероприятий по охране содержит информацию не по всем работам, не действует в 2023 и последующие годы. В нормативные затраты включались расходы, носящие непостоянный характер. В нарушение п. 3.21 Порядка № 1071-п, п. 4.1.2 соглашения от 10.01.2022 № 1, от 20.12.2022 № 9 субсидии перечислялись в объемах, не соответствующих графику, предусмотренному Соглашениями.
Порядок использования платы от выдачи разрешений на посещение ООПТ отсутствует; при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 годов поступление указанной платы не учтено.
Учреждением не выполнено государственное задание по работе «Проведение биотехнических мероприятий на территории государственных биологических заказников Пермского края» по показателю объема «Объем выложенной соли и минерально-сырьевой подкормки» за 2022, 2023 г. По работе «Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов» при осуществлении патрулирования ООПТ с использованием транспортных средств установлено расхождение информации в путевых листах, представляемых сотрудниками Учреждения, в данных программы «GELIOS», отчетах госинспекторов; отсутствует объективная система контроля в Учреждении за выполнением государственного задания по патрулированию ООПТ. Учет правонарушений, повлекших причинение вреда (ущерба), в Учреждении не ведется. Выполнение работы по патрулированию ООПТ не основывается на положении о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2021 № 1074-п. В отчетах Учреждения о выполнении государственного задания значения достигнутых показателей указаны декларативно, не основываются на имеющихся документах.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и расходования субсидий установлены факты, указывающие на непроведение инвентаризации в Учреждении в 2022 г, незавершение инвентаризации в 2023 г., несвоевременное составление и передачу первичных учетных документов, неполное, некорректное оформление документов для списания материальных затрат, что является нарушением ст. 10, 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Объем использованных субсидий на иные цели составил: в 2022 г. 27 362,3 тыс.руб. (при плане 36 725,8 тыс.руб.), в 2023 г. 15 497,2 тыс.руб. (при плане 55 460,8 тыс.руб.), в 2024 г. планировалось 174 307,1 тыс.руб. Субсидии на иные цели в основном планировались на создание экологических троп и их элементов на территории ООПТ "Природный парк "Пермский" и иных ООПТ, приобретение имущества (с 2023 г. - приобретение техники и оборудования) для обеспечения охраны территорий ООПТ, наполнение экспозиционного пространства визит-центра в г.Пермь.
В течение 2022-2024 гг. экологические тропы не созданы (сроки их создания перенесены на более поздние), проектная документация в полном объеме создана только по экологической тропе «Каменный город». По проектной документации «Камень Ветлан» и «Камень Столбы» отсутствует положительное заключение Управления госэкспертизы.
В 2022 г. Министерством в соглашениях с Учреждением были предусмотрены субсидии на приобретение и установку некапитальных объектов рекреационного назначения в отсутствие финансово-экономического обоснования, коммерческих предложений (нарушения Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета Пермского края государственному бюджетному учреждению Пермского края «Дирекция особо охраняемых природных территорий Пермского края», в отношении которого Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 03.02.2022 № 30-01-02-117, далее – Порядок СИЦ № 117). Учреждением в пределах перечисленных по соглашениям ассигнований приобретены объекты, не соответствующие направлениям, количеству и размерам субсидий, указанных в заявках на получение субсидий, в приложениях к соглашениям, по соглашению от 11.10.2021 № 2 не достигнут результат (643 объекта не приобретено), по соглашению от 15.11.2022 № 5 результат не соответствует факту. Отчеты Учреждения по указанным Соглашениям не достоверны. Договоры ответственного хранения некапитальных объектов рекреационного назначения содержат неактуальную информацию о количестве хранимых объектов. В ходе проверки Министерством заключены дополнительные соглашения к соглашениям 2022 г. с перечнем объектов, соответствующим фактически приобретенному количеству имущества; отчеты откорректированы.
Нарушения Порядка СИЦ № 117 зафиксированы и в 2023 г. при заключении соглашений Министерством (в части определения размера субсидии без учета количества мест отдыха (туристических стоянок) и некапитальных объектов рекреационного назначения в приложении 3 Порядка СИЦ № 117), выполнении требований соглашений Учреждением.
По результатам мероприятия в адрес объектов контроля направлены соответствующие предложения, внесены представления Министру природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, директору Учреждения; в отношении директора Учреждения составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.15.5-1 КоАП «Невыполнение государственного задания».