1.11 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств, направленных государственным краевым бюджетным учреждениям культуры на обеспечение их деятельности»
Добавлено: 4 февраля 2025
Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 22 от 26.12.2024 г.
Контрольное мероприятие проведено в соответствии с п. 1.11 плана работы КСП Пермского края на 2024 год.
Объекты контроля: Министерство культуры Пермского края (Министерство), государственное бюджетное учреждение культуры «Пермская краевая филармония», государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края «Мемориальный музей – заповедник истории политических репрессий «Пермь – 36», государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Березниковское музыкальное училище» (колледж) (далее - Учреждения).
Проверяемый период деятельности: 2022 – 2023 годы.
По результатам контрольного мероприятия установлено:
На 2022-2023 годы из краевого бюджета в рамках государственных программ Пермского края: «Пермский край - территория культуры», «Образование
и молодежная политика», «Общество и власть» утверждены бюджетные ассигнования Учреждениям в форме субсидий на выполнение доведенных государственных заданий в общей сумме 412 629,8 тыс. рублей (на 2022 - 204 088,1 тыс. рублей, на 2023 - в сумме 208 541,7 тыс. рублей), исполнение которых составило 99,8% в сумме 412 803,0 тыс. рублей (в 2022 - 204 418,4 тыс. рублей,
в 2023 - 208 384,6 тыс. рублей), с учетом остатков на начало финансового периода, которые остаются в распоряжении Учреждений с согласованием их использования в установленном порядке. В составе государственных заданий Учреждениям утверждено оказание в 2022 году 20 госуслуг (5 на платной основе) и 8 госработ;
в 2023 году - 19 госуслуг (4 на платной основе) и 10 госработ (1 на платной основе).
В проверенном периоде Министерством ненадлежащим образом осуществлялись полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части формирования и утверждения государственных заданий подведомственным Учреждениям (пп. 9 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Так, в нарушение п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
п. 2 Порядка формирования регионального перечня, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 19.09.2017 № 770-п, Региональный перечень услуг/работ Пермского края на 2022-2023 годы
не содержит информации о содержании госработ: «Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций», «Осуществление реставрации и консервации музейных предметов, музейных коллекций», «Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности»; о наименовании показателей, характеризующих качество государственных работ: «Создание виртуальных залов», «Научно-методическое сопровождение деятельности учреждений». В нарушение п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.2 Порядка формирования государственного задания
№ 1071-п, утвержденного постановлением Правительства Пермского края
от 29.09.2014 № 1071-п (далее - Порядок формирования государственного задания № 1071-п), Общероссийского перечня услуг и Регионального перечня услуг/работ Пермского края, в утвержденных госзаданиях на 2022-2023 годы Министерством не указаны: нормативные правовые акты, устанавливающие размер платы (цену, тариф) на оплату соответствующих услуг (работ), оказание (выполнение) которых предусмотрено на платной основе; размер предельной цены по услугам (работам) на платной основе (2022); порядок оказания государственных услуг; в ряде случаев, не указаны показатели, характеризующие качество услуг (работ), и их значения.
Министерством, как главным распорядителем бюджетных средств, ненадлежащим образом выполнялись полномочия в части осуществления планирования соответствующих расходов бюджета (пп. 4 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Так, Министерством допускались нарушения
п. 3.2, 3,15 Порядка формирования государственного задания № 1071-п,
п. 1.2 (2022), 1.3 (2023) Порядка определения нормативных затрат, утвержденного приказами Министерства от 12.09.2016 № СЭД-27-01-10-528 и от 31.08.2022
№ 27-01-07-171, не соблюдался принцип эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - в результате некачественного планирования доведенный до Учреждений уточненный объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на 2022-2023 годы превышает расчетный объем в общей сумме на 8 512,2 тыс. рублей (2022 – на 7 925,1 тыс. рублей или на 3,9%,
2023 - на 587,1 тыс. рублей или на 0,3%). В нарушение п. 8 Порядка проведения мониторинга исполнения государственного задания № 1071-п, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071-п, Министерством: без основания внесены изменения значений отраслевого корректирующего коэффициента, применяемого при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг Учреждений (2022); без соответствующих изменений нормативных затрат на оказание государственных услуг допущено изменение объема субсидии на 361,2 тыс. рублей (2022, 2023).
Министерством ненадлежащим образом выполнялись полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части контроля за обеспечением результативности бюджетных средств, направленных на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий Учреждений на 2022-2023 годы
(пп. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Так, Министерством не осуществлялся контроль за соблюдением Учреждениями условий предоставления отчетности за 2022-2023 годы; за достижением показателей, характеризующих объем и качество оказания госуслуг (выполнение работ) в части их достоверности.
В проверенном периоде Министерством не определен перечень особо ценного движимого имущества для подведомственных государственных учреждений, что позволило Учреждениям самостоятельно устанавливать критерии особо ценного движимого имущества (нарушение п. 12 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538[1], п. 2 постановления Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1079-п[2]).
В ходе контрольного мероприятия установлены факты нарушений Учреждениями действующего законодательства в части учета и использования государственного имущества, закрепленного за Учреждениями на праве оперативного управления (не отнесение имущества к категории особо ценного движимого имущества; предоставление недвижимого имущества в пользование третьим лицам на праве аренды без согласия собственника имущества).
В нарушение п. 4.10 Порядка составления и утверждения плана ФХД, утвержденного приказом Министерства от 28.06.2022 № 27-01-07-123,
в проверенном периоде имеются случаи утверждения Учреждениями Плана ФХД с учетом изменений чаще одного раза в месяц.
В ходе контрольного мероприятия установлен факт не достижения в 2022 году установленного планового значения показателя объема госуслуги «Организация и проведение мероприятий» (платно) на 1 ед. В результате, госзадание в соответствующей части невыполнено, средства субсидии подлежат возврату в бюджет Пермского края.
По результатам контрольного мероприятия выданы предложения в адрес Министерства, Учреждений, направлены соответствующие информационные письма. Внесено представление в адрес министра культуры Пермского края в целях устранения нарушений.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
[2] Постановление Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1079-п «О видах и перечнях особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений Пермского края».