Отчёт утверждён Коллегией Контрольно-счётной палаты Пермского края, протокол № 10 от 27 июля 2023 г.
Контрольное мероприятие проведено в соответствии с п. 1.7 плана работы КСП Пермского края на 2023 год.
Объекты контроля: Министерство культуры Пермского края (далее –Минкультуры Пермского края); администрация Кишертского муниципального округа Пермского края (далее – Кишертский МО), администрация Краснокамского городского округа Пермского края (далее – Краснокамский ГО), администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее – Кунгурский ГО), муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный ресурсный центр» (далее – МБУ «МРЦ»).
Проверяемый период: 2022 год.
В соответствии с основами культурной политики в Российской Федерации, Законом Пермского края от 27.08.2018 № 263-ПК «О государственной политике в сфере культуры Пермского края» определены задачи государственной политики в сфере культуры Пермского края, направленные в том числе на стимулирование проектной деятельности и предпринимательской творческой активности жителей муниципальных образований Пермского края. Одними из механизмов реализации региональной политики в сфере культуры являются в том числе: реализация государственных программ в сфере культуры Пермского края, а также проектов в сфере культуры, имеющих общественно значимый результат.
Результаты контрольного мероприятия показали следующее:
В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации государственной программы Пермского края «Пермский край - территория культуры»[1] в части софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по организации досуга и обеспечению населения услугами организаций культуры утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на проведение мероприятия «Пермский край – территория культуры»[2] (далее –Порядок № 146-п), определяющий цели, условия предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края, а также порядок возврата субсидий, отчетность и контроль за их использованием. Целью предоставления субсидии является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по организации досуга и обеспечению населения услугами организаций культуры. Определены цели, задачи и порядок проведения конкурсного отбора муниципальных образований на право получения субсидий из бюджета Пермского края на проведение мероприятия для присвоения статуса «Центр культуры Пермского края». Действующий Порядок № 146-п не устанавливает требований к мероприятиям по организации досуга в сфере культуры, которые возможны к реализации получателями субсидий из краевого бюджета в рамках заявляемых проектов мероприятия «Пермский край - территория культуры», в связи с чем, Комиссией Минкультуры Пермского края по проведению конкурсного отбора муниципальных образований одобрена к проведению волонтерская акция «Цифра+», целью которой является ликвидация цифрового неравенства поколений, консультирование представителей старшего поколения в области компьютерной грамотности (проект Краснокамского ГО «Расцветай город»), по сути, являющаяся расходным обязательством сферы социального обслуживания граждан, - тем самым, Минкультуры Пермского края не обеспечено надлежащее исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определено, что заявляемые на конкурсный отбор и реализуемые муниципальными образованиями проекты должны представлять собой комплексную программу социально-культурного развития муниципального образования, представляющую собой совокупность конкретных социокультурных направлений, мероприятий, событий, объединенных общими идеологией, ресурсами, единым планом, реализуемым в течение одного календарного года, и в то же время создающих базу для работы в выбранных приоритетных направлениях в долгосрочной перспективе, - при этом, в проверенном периоде Комиссия Минкультуры Пермского края по проведению конкурсного отбора муниципальных образований Пермского края на проведение мероприятия для присвоения статуса «Центр культуры Пермского края», не оценивала заявленные проекты муниципальных образований II группы отбора на долгосрочность эффекта реализации проектов (т.е. возможность продолжения социокультурных инициатив после завершения проектов), что нарушает требования Порядка № 146-п, Положения о конкурсном отборе, Порядка работы Комиссии Минкультуры Пермского края по проведению конкурсного отбора муниципальных образований Пермского края.
В декабре 2021 года в конкурсном отборе для присвоения статуса «Центр культуры Пермского края» на 2022 год принимало участие 9 муниципальных образований края, по итогам которого статус «Центр культуры Пермского края» присвоен: Краснокамскому ГО проект «Расцветай город» - сумма субсидии 8 250,0 тыс. рублей; Кишертскому МО проект «Сказания долины камней» - 4 500,0 тыс. рублей; Кунгурскому МО (с. Насадка) проект «Насадка. На АРТ волне!» - 3 500,0 тыс. рублей.
В проверенном периоде в нарушение п. 3.2.2 Соглашений, Минкультуры Пермского края не обеспечивало контроль за соблюдением муниципальными образованиями принятых обязательств при реализации проектов в рамках мероприятия «Пермский край – территория культуры».
В нарушение п. 3.3.8.2 Соглашений, Краснокамский ГО, Кишертский МО и Кунгурский МО не обеспечивали проведение мероприятий проектов в соответствии с установленными сметами расходов на реализацию проектов (фактические расходы, осуществленные на реализацию проектов по ряду направлений, превышают установленные сметные назначения).
В нарушение ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Краснокамским ГО при реализации фестиваля общественных организаций города «Красный классный» проекта «Расцветай город» допущено расходование средств субсидии бюджета Пермского края в сумме 8 330,66 рублей не по целевому назначению (благотворительная акция «Твори добро»). Краснокамским ГО при заключении договоров на реализацию мероприятий проекта «Расцветай город» допущены нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ: ч. 2 ст. 34 (отсутствует указание, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, др.), ст. 22, ч. 4 ст. 93 (отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта). Договоры заключены без использования конкурентных способов определения поставщика, - все договоры заключены путем закупки у единственного поставщика, при отсутствии в договорах указания на норму Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой заключались такие договоры.
Установленные Соглашениями показатели результативности использования субсидии 2022 года (п. 1.7 Порядка № 146-п, приложение № 1 к Соглашениям): количество проведенных мероприятий (ед.); количество участников мероприятий (непосредственно участники и зрители мероприятий) (чел.); количество публикаций/сюжетов в СМИ о мероприятиях (ед.); количество малых архитектурных форм (ед.) достигнуты получателями средств субсидии из бюджета Пермского края - Краснокамским ГО, Кишертским МО, Кунгурским МО.
По результатам контрольного мероприятия выданы предложения в адрес Министерства культуры Пермского края, внесено представление в адрес главы городского округа – главы администрации Краснокамского городского округа Пермского края (от 31.07.2023 № 11) в целях пресечения, устранения и предупреждения нарушений.
[1] Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1317-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Пермский край - территория культуры».
[2] Постановление Правительства Пермского края от 29.03.2017 № 146-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на проведение мероприятия «Пермский край – территория культуры».