Контрольно-счетная палата Пермского края

1.22 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования средств, направленных на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие малых форм хозяйствования, создание системы поддержки фермеров

Добавлено: 5 марта 2024
Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования средств, направленных на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие малых форм хозяйствования, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»

Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 17 от 28.12.2023 г.

В соответствии с пунктом 1.22 плана работы КСП Пермского края на 2023 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования средств, направленных на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на развитие малых форм хозяйствования, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Объекты контрольного мероприятия: Министерство агропромышленного комплекса Пермского края (далее – Министерство), государственное казенное учреждение Пермского края «Центр развития агробизнеса» (далее – Учреждение), 2 сельскохозяйственныз потребительских перерабатывающих кооператива (СППК «Агропродукт», СПСПК «Пермсельсоюз»), 2 крестьянских (фермерских) хозяйства (Глава КФХ Рывкин Д.А., Глава КФХ Шилова Е.Н.).

Проверенный период – 2021 – 2023 гг.

Субсидии, в т.ч. гранты в форме субсидий, на развитие малых форм хозяйствования, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации предоставляются в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными приложениями 6, 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (далее – Госпрограмма РФ № 717), Порядком предоставления субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 27.02.2020 № 91-п (далее – Порядок № 91-п), Порядком предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 06.05.2021 № 275-п (далее – Порядок № 275-п), Порядком предоставления гранта «Агропрогресс» от 08.02.2023 № 102-п (далее – Порядок № 102-п) – данный Грант предоставлен впервые только в 2023 г.

Целями реализации Госпрограммы РФ № 717, показателями результативности мероприятий государственной программы Пермского края «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п (далее – Госпрограмма АПК), являлись:

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых (количество новых постоянных рабочих мест);

количество новых членов кооперативов, вовлеченных из числа субъектов МСП в АПК и личных подсобных хозяйств граждан;

прирост объема продукции, произведенной КФХ / реализованной потребительскими кооперативами;

количество субъектов МСП в АПК, получивших комплексную поддержку.

Объем средств на развитие малых форм хозяйствования, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации составил в 2021 г. 263,1 млн.руб., в 2022 г. – 295,4 млн.руб., в 2023 г. - 153,9 млн.руб.

По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки:

  1. Со стороны Министерства и Учреждения:
    - при проведении отбора проектов получателей субсидий Министерством (неполный состав документов, несоответствие документов требованиям НПА (бизнес-планы, выписка из решения общего собрания кооператива о порядке и условиях формирования и расходования неделимого фонда кооператива);
    - при заключении Соглашений (несоответствие предмета соглашения проекту получателя субсидии, приказу Министерства, невключение в Соглашения предусмотренного Порядком № 275-п показателя «Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, принятых кооперативом, человек», несогласованность показателя результата и показателя деятельности, изменение плана расходов в Соглашении после окончания срока использования субсидий в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, решения Министерства);
    - при приемке отчетов с несоответствующими плановым значениям показателями, с неполным составом подтверждающих расходы документов;
    - нарушения сроков размещения объявления о проведении отбора перечислении субсидий, заключения соглашений, перечисления субсидий.
  2. Со стороны получателей субсидий установлены факты несоблюдения порядка и условий их использования, в т.ч. не подтверждено достижение значений показателей результатов предоставления субсидий, показателей деятельности, предусмотренных бизнес-планом; приобретенное за счет средств субсидии имущество не используется в полном объеме для достижения целей проекта либо используется на иные цели, расположено на земельных участках, в помещениях, не принадлежащих получателям субсидии (имеющиеся договоры аренды не зарегистрированы в Росреестре по Пермскому краю).
  3. По результатам проведенного контрольного мероприятия выявлены недостатки нормативно-правовой базы при предоставлении субсидий:
    - в Порядках предоставления субсидий семейным фермам, кооперативам не предусмотрено подтверждение ветеринарными сопроводительными документами перехода права собственности на подконтрольный товар (сельскохозяйственных животных), производство, перемещение подконтрольного товара (например, молока);
    - в Порядке № 91-п не предусмотрено требование к приобретаемому за счет средств гранта на развитие семейных ферм имуществу – использовать его для реализации проекта (бизнес-плана), как это указано в особенностях предоставления субсидий кооперативам (п. 3.2.10.3. Порядка № 275 – п);
    - при возмещении затрат кооперативам в Порядке № 275-п не предусмотрено документальное подтверждение наличия у получателей средств прав пользования земельными участками, на которых осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство (указанное требование появилось в Порядке № 91-п только в 2023 г.);
    - в Порядках № 91-п, № 275-п не установлена процедура приема, проверки, анализа отчетов о достижении значений результата предоставления субсидии, показателей деятельности, о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант (субсидия).
  4. Значения показателей Госпрограммы АПК «Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки», «Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы», «Количество новых членов СПОК, вовлеченных из числа субъектов МСП в АПК, и личных подсобных хозяйств граждан» не подтверждены отчетностью сельхозтоваропроизводителей и результатами проверки, что указывает на их недостоверность.
  5. Установлены факты нарушения деятельности Центра компетенций, созданного в Учреждении: неактуализированная и не соответствующая Стандарту деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Программа деятельности, некорректные данные в отчетах о расходах, неподтверждение фактических показателей деятельности. Положение о центре компетенций не соответствует Уставу Учреждения, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности финансирования деятельности центра компетенций в том числе «за счет выручки от оказания платных услуг».

Установленные по результатам контрольного мероприятия нарушения и недостатки указывают на недостаточный уровень контроля со стороны Министерства обеспечения результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, что наряду с недостатками нормативно-правовой базы приводит к нарушению порядка и условий предоставления субсидий получателями субсидий, в т.ч. рискам мошеннических действий, невыполнению показателей результатов предоставления субсидий.

По результатам проведенного контрольного мероприятия направлены предложения Министерству: инициировать внесение изменений в Порядки предоставления субсидий, предусматривающие объективную оценку результатов предоставления субсидий и снижающие риски неправомерного использования средств; Соглашения дополнить указанием документов, в том числе уполномоченных органов, фактически подтверждающих достижение результатов предоставления субсидий, показателей деятельности; принять меры к исполнению обязательств Министерства, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий с крестьянскими фермерскими хозяйствами, кооперативами, допустившими нарушения, выявленные по результатам контрольного мероприятия; актуализировать Методику расчета значений показателей Госпрограммы АПК, значения показателей в Госпрограмме АПК предусматривать в соответствии с указанной Методикой; осуществить контроль достижения показателей эффективности деятельности Центра компетенций.

Учреждению рекомендовано Положение о Центре компетенций привести в соответствие Уставу Учреждения, Программу деятельности Центра компетенций - в соответствие с утвержденным Стандартом. По данному вопросу направлено представление и.о.директора ГКУ ПК «Центр развития агробизнеса» (срок – 15.05.2024).

Материалы проверки направлены в ГУ МВД России по Пермскому краю.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×