1.16 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования субсидий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае»
Добавлено: 28 апреля 2023
В соответствии с пунктом 1.16 плана работы КСП Пермского края на 2023 год, постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 24.11.2022 № 451 «О проведении выездных заседаний Консультативного совета и комитетов Законодательного Собрания Пермского края в 2023 году» проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования субсидий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» (отчет от 31.03.2023 № 4).
Проверяемый период – 2021 - 2022 годы. Объектами контрольного мероприятия являлись Министерство территориального развития Пермского края (далее – Министерство), администрации Ильинского и Суксунского городских округов (далее – ГО).
Реализация проектов инициативного бюджетирования началась в Пермском крае с 2016 г. с принятием Закона Пермского края от 02.06.2016 № 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» (далее – Закон № 654-ПК). В 2021 г. на реализацию проектов инициативного бюджетирования направлено субсидий в сумме 151,1 млн.рублей (98,1% к плану), в 2022 г. – 239,9 млн.рублей (98,1% к плану).
До 2022 г. субсидии на реализацию проектов инициативного бюджетирования направлялись по результатам конкурсного отбора, проходящего на двух уровнях – муниципальном и краевом. Отмечаем, что среди критериев конкурсного отбора отсутствуют критерии, отражающие степень участия (активизации) жителей в определении проблемы, заявленной в проекте, - основной цели инициативного бюджетирования.
При проведении конкурсного отбора на муниципальном уровне выявлены случаи необоснованного начисления баллов при невыполнении обязательных требований (Суксунский ГО, Ильинский ГО), необоснованного отказа в допуске проекта до участия в конкурсе, несвоевременного информирования об отказе в допуске (Ильинский ГО). На краевом уровне также выявлены случаи необоснованного отказа в допуске проектов ИБ к участию в конкурсе, допуска проектов при отсутствии правоподтверждающих документов на имущество, предназначенное для реализации проектов; нарушения присвоения баллов по критерию «Визуальное представление проекта (дизайн-проект, макет, чертеж, эскиз, схема)», «Видеозапись схода…» (в части отражения визуального представления проекта).
При использовании экономии по итогам конкурсных процедур в Постановлении Правительства Пермского края от 10.01.2012 № 6-п «Об утверждении Порядка расходования средств бюджета Пермского края на финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке в Пермском крае» (далее - Порядок предоставления субсидий № 6-п) не предусмотрено согласование с Министерством работ по улучшению и (или) укрупнению проектов; отсутствует определение понятия «улучшение и (или) укрупнение того же проекта».
Проект инициативного бюджетирования Ильинского ГО «Уличное освещение улиц Матросова, Октябрьская и Ленина г. Чермоз» реализован с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств (неэффективно израсходовано 5,2 тыс. рублей). Данный реализованный проект в реестре муниципального имущества отражен с нарушением требований Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 № 424.
На сайте Ильинского ГО не размещалась информация о внесении проектов инициативного бюджетирования в администрацию, о ходе реализации проектов, отчеты об итогах реализации (требование Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона № 654-ПК).
С 2022 года изменился подход к проведению конкурсного отбора, что привело к увеличению количества МО, которым предоставлены субсидии. При этом конкурсный отбор, оценивание проектов ИБ на уровне Пермского края не проводится (несоответствие Закону № 654-ПК), отсутствует возможность оперативно распределить остатки субсидий, экономию по результатам конкурсных процедур, образовавшуюся в текущем году.
Основной отбор осуществляется на уровне муниципального образования. В порядке предоставления субсидий № 6-п появились дополнительные критерии отбора проектов муниципальной комиссией («Доля благополучателей проекта от количества жителей, проживающих на территории населенного пункта», «Участие добровольного (волонтерского) труда в Проекте», «Актуальность проекта», «Голосование за проект»), по которым отсутствует единая методика их расчета, что влечет риски их произвольного расчета и, как следствие, принятия необъективного решения муниципальной комиссией.
В результате предоставления субсидий за 2021-2022 гг. реализовано 149 проектов в 2021 г. (в т.ч. 7 из 7 перенесенных с 2020 г.) или 94,3% от общего количества проектов, реализующихся в 2021 году, в 2022 г. – 224 проекта (в т.ч. 6 из 9 перенесенных с 2021 г.) или 96,6%. Отмечаем, что расчет целевого показателя государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий» (далее – Госпрограмма) - «Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края, от количества проектов-победителей конкурсного отбора» не отражает долю реализации проектов в соответствующем году (из расчета исключаются проекты с перенесенным сроком реализации).
Подготовлены предложения в адрес Правительства Пермского края (Порядок предоставления субсидии № 6-п привести в соответствие Закону № 654-ПК в части осуществления отбора проектов инициативного бюджетирования краевой конкурсной комиссией, разработать методику расчета критериев оценки проектов инициативного бюджетирования муниципальной комиссией конкурсного отбора; предусмотреть в критериях конкурсного отбора критерий степени участия жителей в определении проблемы, заявленной в проекте инициативного бюджетирования; предусмотреть согласование с Министерством работ по улучшению и укрупнению проектов и (или) конкретизировать понятие «улучшение и (или) укрупнение того же Проекта»), Министерству (в Методике расчета фактических значений целевых показателей Госпрограммы расчет показателя «Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края, от количества проектов - победителей конкурсного отбора» предусмотреть по всем проектам, реализация которых осуществлялась в соответствующем отчетном году), администрации Ильинского городского округа (привести реестр муниципального имущества в соответствие требованиям Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества).
По результатам контрольного мероприятия представления не направлялись.