Контрольно-счетная палата Пермского края

1.16 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования субсидий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае»

Добавлено: 28 апреля 2023
Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования субсидий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае»

В соответствии с пунктом 1.16 плана работы КСП Пермского края на 2023 год, постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 24.11.2022 № 451 «О проведении выездных заседаний Консультативного совета и комитетов Законодательного Собрания Пермского края в 2023 году» проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности использования субсидий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» (отчет от 31.03.2023 № 4).

Проверяемый период – 2021 - 2022 годы. Объектами контрольного мероприятия являлись Министерство территориального развития Пермского края (далее – Министерство), администрации Ильинского и Суксунского городских округов (далее – ГО).

Реализация проектов инициативного бюджетирования началась в Пермском крае с 2016 г. с принятием Закона Пермского края от 02.06.2016 № 654-ПК «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» (далее – Закон № 654-ПК). В 2021 г. на реализацию проектов инициативного бюджетирования направлено субсидий в сумме 151,1 млн.рублей (98,1% к плану), в 2022 г. – 239,9 млн.рублей (98,1% к плану).

До 2022 г. субсидии на реализацию проектов инициативного бюджетирования направлялись по результатам конкурсного отбора, проходящего на двух уровнях – муниципальном и краевом. Отмечаем, что среди критериев конкурсного отбора отсутствуют критерии, отражающие степень участия (активизации) жителей в определении проблемы, заявленной в проекте, - основной цели инициативного бюджетирования.

При проведении конкурсного отбора на муниципальном уровне выявлены случаи необоснованного начисления баллов при невыполнении обязательных требований (Суксунский ГО, Ильинский ГО), необоснованного отказа в допуске проекта до участия в конкурсе, несвоевременного информирования об отказе в допуске (Ильинский ГО). На краевом уровне также выявлены случаи необоснованного отказа в допуске проектов ИБ к участию в конкурсе, допуска проектов при отсутствии правоподтверждающих документов на имущество, предназначенное для реализации проектов; нарушения присвоения баллов по критерию «Визуальное представление проекта (дизайн-проект, макет, чертеж, эскиз, схема)», «Видеозапись схода…» (в части отражения визуального представления проекта).

При использовании экономии по итогам конкурсных процедур в Постановлении Правительства Пермского края от 10.01.2012 № 6-п «Об утверждении Порядка расходования средств бюджета Пермского края на финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке в Пермском крае» (далее - Порядок предоставления субсидий № 6-п) не предусмотрено согласование с Министерством работ по улучшению и (или) укрупнению проектов; отсутствует определение понятия «улучшение и (или) укрупнение того же проекта».

Проект инициативного бюджетирования Ильинского ГО «Уличное освещение улиц Матросова, Октябрьская и Ленина г. Чермоз» реализован с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств (неэффективно израсходовано 5,2 тыс. рублей). Данный реализованный проект в реестре муниципального имущества отражен с нарушением требований Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 № 424.

На сайте Ильинского ГО не размещалась информация о внесении проектов инициативного бюджетирования в администрацию, о ходе реализации проектов, отчеты об итогах реализации (требование Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона № 654-ПК).

С 2022 года изменился подход к проведению конкурсного отбора, что привело к увеличению количества МО, которым предоставлены субсидии. При этом конкурсный отбор, оценивание проектов ИБ на уровне Пермского края не проводится (несоответствие Закону № 654-ПК), отсутствует возможность оперативно распределить остатки субсидий, экономию по результатам конкурсных процедур, образовавшуюся в текущем году.

Основной отбор осуществляется на уровне муниципального образования. В порядке предоставления субсидий № 6-п появились дополнительные критерии отбора проектов муниципальной комиссией («Доля благополучателей проекта от количества жителей, проживающих на территории населенного пункта», «Участие добровольного (волонтерского) труда в Проекте», «Актуальность проекта», «Голосование за проект»), по которым отсутствует единая методика их расчета, что влечет риски их произвольного расчета и, как следствие, принятия необъективного решения муниципальной комиссией.

В результате предоставления субсидий за 2021-2022 гг. реализовано 149 проектов в 2021 г. (в т.ч. 7 из 7 перенесенных с 2020 г.) или 94,3% от общего количества проектов, реализующихся в 2021 году, в 2022 г. – 224 проекта (в т.ч. 6 из 9 перенесенных с 2021 г.) или 96,6%. Отмечаем, что расчет целевого показателя государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий» (далее – Госпрограмма) - «Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края, от количества проектов-победителей конкурсного отбора» не отражает долю реализации проектов в соответствующем году (из расчета исключаются проекты с перенесенным сроком реализации).

Подготовлены предложения в адрес Правительства Пермского края (Порядок предоставления субсидии № 6-п привести в соответствие Закону № 654-ПК в части осуществления отбора проектов инициативного бюджетирования краевой конкурсной комиссией, разработать методику расчета критериев оценки проектов инициативного бюджетирования муниципальной комиссией конкурсного отбора; предусмотреть в критериях конкурсного отбора критерий степени участия жителей в определении проблемы, заявленной в проекте инициативного бюджетирования; предусмотреть согласование с Министерством работ по улучшению и укрупнению проектов и (или) конкретизировать понятие «улучшение и (или) укрупнение того же Проекта»), Министерству (в Методике расчета фактических значений целевых показателей Госпрограммы расчет показателя «Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края, от количества проектов - победителей конкурсного отбора» предусмотреть по всем проектам, реализация которых осуществлялась в соответствующем отчетном году), администрации Ильинского городского округа (привести реестр муниципального имущества в соответствие требованиям Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества).

По результатам контрольного мероприятия представления не направлялись.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×