Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 12 от 24.06.2022.
В соответствии с п. 1.26 Плана работы КСП Пермского края на 2022 год проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, направленных на реализацию муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований» .
Контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, направленных на реализацию муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований». Объекты проверки - Министерство территориального развития Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, Администрация муниципального образования «Город Березники». Проверяемый период – 2020-2021 гг.
1. Субсидии на реализацию муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований (далее – единая субсидия) предоставляются в соответствии с Законом Пермского края от 02.09.2014 № 357-ПК «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края» (далее – Закон № 357-ПК) с 2015 г.
Отмечаем, что Закон № 357-ПК в части отчетности об использовании средств единой субсидии (ч. 3, 4, 5 (частично) ст. 14) не соответствует Закону Пермского края от 12.10.2007 № 111 - ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (ст. 49, 50).
2. Основными принципами и условиями предоставления единой субсидии являются: подушевое распределение средств; заявительный характер финансирования, софинансирование мероприятий в соотношении 75% (краевой бюджет)/25% (местный бюджет); подтверждение органами местного самоуправления обязательств по финансированию и другие. Единая субсидия направляется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, приобретение объектов инженерной, коммунальной, социальной, транспортной (за исключением объектов, финансируемых за счет средств дорожного фонда Пермского края) инфраструктуры муниципального значения, строительство и приобретение объектов муниципального жилищного фонда и другие направления.
В Порядках предоставления единой субсидии имеются не соответствующие Закону № 357-ПК положения: перечень мероприятий предусматривает не только строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов общественной инфраструктуры, но и оснащение средствами обучения и воспитания (Постановление Правительства Пермского края от 10.04.2015 № 206-п[1] (далее – Порядок № 206-п), оснащение оборудованием и инвентарем (Постановления Правительства Пермского края от 16.10.2020 № 783-п (далее – Порядок № 783-п), от 28.02.2018 № 95-п (далее – Порядок № 95-п, утратил силу с 27.07.2022), от 12.03.2018 № 104-п (далее – Порядок № 104-п, изменениями от 25.11.2021 из Порядка № 104-п исключено привлечение средств единой субсидии). Также в Порядках № 95-п, № 104-п не было предусмотрено подтверждение органами местного самоуправления обязательств по софинансированию (в заявках на перечисление субсидий, в отчетности).
Отмечаем недостаточную координацию и методическое обеспечение органов исполнительной власти Пермского края со стороны единого методологического центра – Министерства территориального развития Пермского края.
3. Объем единой субсидии составлял 1,4 - 1,5 млрд. рублей (в 2020, 2021 гг.), освоение – 90-95%. Средства единой субсидии в 2020 г. предоставлялись в рамках 3 государственных программ, в 2021 г. - 4 госпрограмм («Образование и молодежная политика», «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края», «Региональная политика и развитие территорий», «Спортивное Прикамье»). В государственной программе «Региональная политика и развитие территорий» не установлены показатели непосредственного результата основного мероприятия «Реализация муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований».
Наибольший объем единой субсидии направлялся на реализацию инвестиционных проектов (в 2020 г. предусмотрено 994 тыс. рублей, 64,4% объема единой субсидии, в 2021 г. – 909 тыс. рублей, 63,3%), ГРБС по которым в основном являлись Министерство строительства Пермского края и Министерство спорта Пермского края На реализацию приоритетного регионального проекта «Приведение в нормативное состояние объектов общественной инфраструктуры муниципального значения» (далее – ПРП) в 2020 г. предусмотрено 526,9 тыс. рублей (34,1% средств единой субсидии), в 2021 г. 517,3 тыс. рублей 36,0%). Основной ГРБС при предоставлении единой субсидии на реализацию ПРП – Министерство территориального развития Пермского края. Нераспределенный по направлениям остаток средств единой субсидии составил 1,5% в 2020 г., 0,6% в 2021 г.
На протяжении 8 лет предоставления единой субсидии произошла ее трансформация:
- доля средств единой субсидии в общем объеме субсидий из краевого бюджета местным ежегодно снижалась с 24,5% в 2015 г. (первый год предоставления единой субсидии) до 5,2% в 2022 г.;
- единая субсидия по отдельным МО уменьшается и направляется иными видами расходов на мероприятия в отношении данных МО (иные межбюджетные трансферты на погашение кредиторской задолженности за коммунальные ресурсы Гремячинского ГО, строительство школ в рамках АИП Пермского края в г.Перми);
- направления расходования средств единой субсидии дублируются иными направлениями использования средств краевого бюджета (строительство газопроводов, водопроводов, приобретение единых недвижимых тепловых комплексов, и пр.).
4. Выявлены нарушения Порядка № 206-п:
- соглашение с ГО Березники (от 16.01.2020 № 53-09.05-57-1) о предоставлении единой субсидии на «Реконструкцию очистных сооружений (КОС) Правобережного жилого района г.Березники» заключено в нарушение требований п. 1.6.4 Порядка реализации инвестиционных проектов (Порядок № 206-п в ред. от 25.12.2019): данный объект являлся объектом концессионного соглашения от 29.12.2016 б/н;
- муниципальными образованиями нарушаются требования Порядка № 206-п в части наличия объектов в муниципальной программе, своевременности и полноты предоставления информации об использовании единой субсидии, отражения в наименовании мероприятия характера проводимого ремонта - текущего или капитального.
- положение п. 4.7. Порядка реализации приоритетных региональных проектов (ПРП) о перечислении субсидий на основании отчета о выполнении условий софинансирования противоречит п. 4.5, согласно которому данный отчет в составе документов на перечисление субсидий с 24.09.2021 г. не предусмотрен;
5. Отмечается низкое качество заключенных Министерством образования и науки Пермского края Соглашений с муниципальными образованиями о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края.
- в нарушение ст. 139 БК РФ в Соглашениях, заключенных в соответствии с Порядками № 104-п, 95-п, 963-п[2], не было предусмотрено софинансирование за счет средств местного бюджета.
- показатели результативности, установленные в Соглашениях при предоставлении субсидий по Порядкам № 963-п, 104-п, не соответствовали показателям, установленным в соответствующих Порядках (нарушение п. 2.5. Порядка 963-п, п. 2.5. Порядка 104-п); показатели результативности, установленные в Соглашениях при предоставлении субсидий по Порядку № 95-п, отражены не в полном объеме (нарушение п. 2.5. Порядка № 95-п).
- в нарушение Порядка № 783-п, в соглашениях, заключенных Министерством образования и науки Пермского края с муниципальными образованиями не обеспечено 50%-ное софинансирование за счет средств бюджетов Муниципалитетов, не соблюдены требования Порядка № 783-п и Правил формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п, в части наличия уровня софинансирования за счет бюджетов МО, выраженного в процентах; в Соглашении с Гайнским МО занижен плановый показатель – количество прогулочных площадок (1 вместо 2-х); объем ассигнований за счет бюджета муниципалитета в Соглашении с Кишертским МО не подтвержден наличием в бюджете МО средств для исполнения обязательств по софинансированию; в соглашениях не определены объекты, в которых осуществляются ремонты; предусмотрен пункт, не соответствующий направлениям расходования субсидий (включается при строительстве, а не ремонте).
6. Положения п. 2.1.1. Порядка № 783-п о включении в софинансирование расходного обязательства муниципального образования средств единой субсидии не соответствуют принципу правовой определенности и конкретности правовой нормы, а также ст. 139 БК РФ. В результате в 50%-ную долю софинансирования за счет средств местного бюджета зачисляются средства единой субсидии, что является нарушением ст. 139 БК РФ.
7. Отмечается недостоверная отчетность в Министерство финансов Пермского края по Порядку № 963 - п в части фактически выполненных объемов работ за 2020 г. по благоустройству МАОУ «СОШ № 3».
8. Выявлено нарушение Приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н в части неверного применения классификации вида расходов.
9. По мероприятию «Строительство общеобразовательной школы на 1224 места» г. Березники установлено, что при подписанном акте приемки законченного строительством объекта, выданном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию расходы по строительству школы числятся на счете бухгалтерского учета 106 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество. Капитальное строительство». Объем невыполненных работ по состоянию на 01.01.2022 составил 6085,7 тыс.рублей. Отчет о достижении показателя результативности использования субсидии по состоянию на 31.12.2021 в части выполнения объемов работ на 100% - не достоверен.
10. По мероприятию ремонт помещений здания дополнительного образования г. Березники работы выполнены в меньшем объеме, чем указано в актах выполненных работ, в результате нанесен ущерб бюджету в сумме 77,5 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия направлено представление Муниципальному образованию г. Березники (от 21.06.2022 № 14) с предложением в срок до 01.08.2022 г. принять меры к возмещению ущерба. Также направлены предложения в адрес Правительства Пермского края об инициировании приведения Закона 357-ПК в соответствие статьям 49, 50 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 111 - ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае»; Порядков № 206-п, 95-п, 783 - п, № 187-п - в соответствие требованиям Закона 357-ПК (в части соответствия направлениям предоставления средств единой субсидии, подтверждения условий софинансирования); Порядка № 783-п - в соответствие требованиям ст. 139 Бюджетного Кодекса РФ. Министерству образования и науки Пермского края предложено принять меры по устранению выявленных недостатков в части оформления Соглашений с муниципальными образованиями при предоставлении субсидий из бюджета Пермского края. Муниципальному образованию г. Березники - устранить изложенные в Отчете замечания по объекту «Общеобразовательная школа на 1224 места»; принять меры к возмещению ущерба; предъявить пеню за несвоевременную поставку автобуса ПАЗ - 423470-04; положение о закупках МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» привести в соответствие со сферой деятельности заказчика.
[1] Постановление Правительства Пермского края от 10.04.2015 № 206-п «О предоставлении субсидий на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов муниципальных образований Пермского края и приоритетных региональных проектов»
[2] Постановление Правительства Пермского края от 24.12.2019 № 963-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Пермского края с участием средств федерального бюджета бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по благоустройству зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации»