1.23 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края, выделенных на реализацию отдельных мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие туризма»
Добавлено: 1 июня 2022
Отчёт утверждён Коллегией Контрольно-счётной палаты Пермского края, протокол № 10 от 30 мая 2022 г.
В соответствии с п. 1.23 плана работы КСП Пермского края на 2022 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края, выделенных на реализацию отдельных мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие туризма» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1325-п».
В рамках контрольного мероприятия, осуществлена проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2020, 2021 гг. из бюджета Пермского края в рамках подпрограммы «Развитие туризма» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие» в 2020, 2021 гг. на реализацию отдельных мероприятий.
Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство по туризму и молодежной политике Пермского края (до 2021 г. – Агентство по туризму и молодежной политике Пермского края[1]);
- Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края;
- ГБУ Пермского края «Дирекция особо охраняемых природных территорий Пермского края»;
- органы местного самоуправления Пермского края - получатели межбюджетных трансфертов (Соликамского ГО, Осинского ГО, Губахинского ГО, Гремячинского ГО, г. Березники);
- муниципальные учреждения: МБУ «Управление по ремонту, строительству и инженерной инфраструктуре Соликамского городского округа», МБУК «Молодежная студия-театр «Доминанта» г. Губаха, МАУ «Спортивно-досуговый комплекс «Губахинский», МКУ «Служба благоустройства города Березники»;
- организации - получатели грантов в форме субсидий: ИП Вавилов Олег Александрович, ООО «Всесезонный курорт «Губаха».
- Регулирование отношений, связанных с туристской деятельностью в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации (ст. 3.2) и права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма на территориях муниципальных образований (ст. 3.3).
- В Пермском крае Законом Пермского края от 09.03.2006 № 2903-656 «О туризме и туристской деятельности» установлены правовые основы туристской деятельности в Пермском крае, определены принципы регулирования отношений в сфере туризма и приоритетные направления развития рынка туристских услуг, компетенция органов государственной власти Пермского края в сфере туризма, обеспечены реализация прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям.
- Государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности в Пермском крае реализуется в рамках подпрограммы «Развитие туризма» государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие».
Задачи подпрограммы: повышение качества туристских продуктов; продвижение туристских ресурсов и повышение доступности туристских продуктов региона; создание туристской сервисной и обеспечивающей инфраструктуры.
- В бюджете Пермского края утверждены ассигнования на реализацию подпрограммы «Развитие туризма» на 2020 г. в сумме 80 939,8 тыс. рублей[2], на 2021 г. – в сумме 114 721,1 тыс. рублей[3].
Фактическое финансирование мероприятий в 2020, 2021 гг. за счёт средств бюджета Пермского края составило 80 221,1 тыс. рублей и 79 889,3 тыс. рублей соответственно.
Выборочно проведена проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края, выделенных на реализацию 5-ти мероприятий: в 2020 г. в сумме 44 340,0 тыс. рублей (54,8% от суммы утвержденных бюджетных ассигнований), в 2021 г. – 44 701,6 тыс. рублей (39,0%):
- создание туристкой сервисной и обеспечивающей инфраструктуры в 2020 году[4];
- развитие инфраструктуры на туристских маршрутах в 2020 году[5];
- создание экологических троп и их элементов на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения - природный парк «Пермский» в 2021 году[6];
- поддержка проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры в Пермском крае в 2021 году (обустройство глэмпингов)[7];
- возведение визит-центра в туристском месте Пермского края в 2020 году (г. Губаха)[8].
- Основные выводы по результатам контрольного мероприятия:
5.1. Фактическое финансирование мероприятий подпрограммы «Развитие туризма» ГП ПК «Экономическая политика и инновационное развитие» в 2020, 2021 гг. за счёт средств бюджета Пермского края составило 80 221,1 тыс. рублей и 79 889,3 тыс. рублей соответственно.
5.2. В ходе проверки реализации Порядка № 705-п:
5.2.1. Выявлены нарушения Порядка № 705-п Агентством по туризму ПК и органами местного самоуправления Пермского края.
5.2.2. В нарушение п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, администрацией Чердынского ГО: часть неиспользованных средства субсидии в сумме 148 715,19 руб. возвращены в бюджет Пермского края позднее установленного законодательством срока на 46 дней; остаток средств в сумме 3 794,73 руб. в бюджет Пермского края - не возвращён.
5.2.3. В г. Березники не введён в эксплуатацию установленный туалетный модуль, в связи с чем социальный эффект - не достигнут.
5.2.4. Выявлено нарушение срока оплаты работ Заказчиком (МБУК «МТС «Доминанта» г. Губаха) по МК, которое содержит признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и предусматривает привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности (на момент проведения проверки срок давности привлечения к ответственности (1 год) - истёк).
5.2.5. Выявлено нарушение сроков выполнения работ по МК ООО «Тодос», - в результате чего МКУ «Служба благоустройства г. Березники» в ходе контрольного мероприятия подготовлена и направлена в адрес Подрядчика претензия в порядке досудебного урегулирования спора с требованием о добровольной уплате начисленной неустойки в сумме 311 723,62 руб.
5.3. В ходе проверки реализации Порядка № 844-п:
5.3.1. Выявлены нарушения Порядка № 844-п Агентством по туризму ПК и органами местного самоуправления Пермского края.
5.3.2. Выявлены нарушения Правил № 962-п[9] Агентством по туризму ПК.
5.3.3. Выявлены нарушения органами местного самоуправления Пермского края условий по Соглашениям, заключенным в соответствии с Порядком № 844-п.
5.3.4. Выявлены нарушения сроков выполнения работ подрядчиками на 2 – 53 дней (6 случаев).
5.3.5. Выявлены нарушения сроков оплаты работ заказчиками от 3 до 79 дней (17 случаев).
5.3.6. При осмотре выявлено:
- из 7-ми установленных туалетных модулей – 4 не используются, из них: 1 - имеет неисправности, 2 - установлены с нарушением требований СП 82.13330.2016;
- из 7-ми установленных информационных стендов: на 5-ти нет доступа к информации в зимний период, 1 не пригоден к использованию в связи с его порчей (акт вандализма), - в связи с чем, социальный эффект не достигнут.
5.4. В ходе проверки реализации Порядка № 262-п:
5.4.1. В нарушение п. 4.4 Порядка № 262-п и п. 3.3.1 Соглашения гранты Минтуризма ПК 4-м Получателям из 5-ти перечислены позднее установленного срока на 1 - 4 рабочих дня.
5.4.2. Показатель «Число созданных объектов туристской инфраструктуры» не достигнут одним Получателем гранта (выполнение 88,9%).
5.5. В ходе проверки реализации Порядка № 30-01-02-57:
5.5.1. Сумма в объёме 30 066,2 тыс. рублей Минприроды ПК не использована.
5.5.2. ГБУ «Дирекция ООПТ Пермского края» в 2021 г. заключены 3 гражданско-правовых договора на общую сумму 3 050 624,45 руб. Подрядчиком (ИП Харитонова С.Н.) обязательства по выполнению работ по проведению комплекса инженерных изысканий и разработке ПСД не выполнены.
5.6. Выявлено нарушение Порядка № 186-п Агентством по туризму ПК.
5.7. Целевой показатель подпрограммы «Развитие туризма» «Объём туристского потока в Пермском крае» в 2021 г. относительно 2020 г. увеличился (оценка) на 10,5% и составил 537 604 чел. Положительная динамика отмечена по выполнению 3-х показателей основных мероприятий подпрограммы.
5.8. В 2020 г. количество плательщиков налогов, осуществляющих деятельность согласно классу 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма», воспользовавшихся налоговой преференцией:
- «Пониженные налоговые ставки по УСН (1% по объекту налогообложения «доходы» и 5% по объекту налогообложения «доходы-расходы)» составило 198 ед. с объёмом налоговых преференций – 21 690,2 тыс. рублей;
- «Перенос сроков уплаты авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН» - 227 ед.
- По результатам контрольного мероприятия, КСП Пермского края даны предложения:
6.1. В адрес Министерства по туризму и молодежной политики Пермского края:
6.1.1. Установить причины выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и организовать работу по их устранению с целью недопущения аналогичных нарушений в последующих периодах.
6.1.2. Принять меры по взысканию с Чердынского ГО неиспользованных средств бюджета Пермского края в сумме 3 794,73 руб.
6.2. В адрес органов местного самоуправления Пермского края-получателей субсидий:
6.2.1. Установить причины выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и организовать работу по их устранению с целью недопущения аналогичных нарушений в последующих периодах.
Представления и предписания в адрес объектов контроля не направлялись.
[1] Указ Губернатора Пермского края от 16.11.2020 № 152 «О структуре исполнительных органов государственной власти Пермского края и составе Правительства Пермского края».
[2] Закон Пермского края от 28.11.2019 № 476-ПК «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
[3] Закон Пермского края от 07.12.2020 № 582-ПК «О бюджете Пермского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
[4] Постановление Правительства Пермского края от 15.11.2018 № 705-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по созданию туристской сервисной и обеспечивающей инфраструктуры» (далее по тексту – Порядок № 705-п).
[5] Постановление Правительства Пермского края от 21.11.2019 № 844-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры на туристских маршрутах» (утратил силу с 01.01.2021) (далее по тексту – Порядок № 844-п).
[6] Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.01.2021 № 30-01-02-57 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета Пермского края государственному бюджетному учреждению Пермского края «Дирекция особо охраняемых природных территорий Пермского края» (далее по тексту – Порядок № 30-01-02-57).
[7] Постановление Правительства Пермского края от 29.04.2021 № 262-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением некоммерческих организаций) на поддержку проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры в Пермском крае» (далее по тексту – Порядок № 262-п).
[8] Постановление Правительства Пермского края от 09.04.2020 № 186-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования в 2020 году субсидии из бюджета Пермского края бюджету Губахинского городского округа на возведение визит-центра в туристском месте Пермского края» (далее по тексту – Порядок № 186-п).
[9] Постановление Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края».