Контрольно-счетная палата Пермского края

1.9 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности и экономности использования бюджетных средств, выделенных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в соответствии

Информация по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности и экономности использования бюджетных средств, выделенных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в соответствии с концессионным соглашением по строительству, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог Пермь-Березники 020+639-022+390, Пермь-Березники 022+390-025+768 и Восточный обход г. Перми 000+000-009+753 1 п.к. от 21 июня 2017 г.»

Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 10 от 29.09.2021.

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с п. 1.9 плана работы КСП Пермского края на 2021 год в Министерстве транспорта Пермского края (далее – Министерство или Минтранс ПК).

Проверяемый период: 2016 – текущий период 2021 года.

Министерство является уполномоченным органом на утверждение конкурсной документации и на проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также от имени Пермского края в рамках реализации концессионного соглашения, заключенного в отношении автомобильных дорог Пермь - Березники 020+639-022+390, Пермь - Березники 022+390-025+768 и Восточный обход г. Перми 000+000-009+753 1 п. к., осуществляет полномочия концедента (далее – Концедент).

По результатам открытого конкурса 21 июня 2017 года между субъектом Российской Федерации - Пермским краем и ООО «Пермская концессионная компания» (далее – Концессионер, вместе - Стороны) заключено концессионное соглашение (далее – Концессионное соглашение) со сроком действия 15 лет.

Объектами Концессионного соглашения являются как существующие объекты автомобильных дорог (участок Восточный обход г. Перми 000+000-009+753 протяженностью 4,1 км (Участок дороги 1), участок дороги Пермь - Березники 020+639-022+390 (Участок дороги 2), участок дороги Пермь - Березники 022+390-025+768, включая расположенный на ней Существующий мост (Участок дороги 3)), так и вновь создаваемые объекты (мостовой переход через реку Чусовая, который подлежит созданию параллельно с Существующим мостом (далее - Новый мост), пункт взимания платы за проезд - имущественный комплекс, включающий здания, сооружения и систему взимания платы, наружное освещение автомобильной дороги Восточный обход г. Перми, участок км 0 - км 9) (вместе далее - Объект Концессионного соглашения).

В рамках контрольного мероприятия КСП Пермского края проводилась выборочная проверка в отношении объекта Концессионного соглашения - участок автомобильной дороги Пермь - Березники 022+390-025+768, включая расположенный на ней Существующий мост (Участок дороги 3) и вновь создаваемый объект - мостовой переход через реку Чусовая (далее – проверяемый Объект Концессии).

Объем охваченных проверкой средств бюджета Пермского края составил 4 549 088,2 тыс. рублей.

Основные выводы по результатам контрольного мероприятия.

В соответствии с п. 5 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

В нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:

Концессионное соглашение включает в себя условия, не соответствующие условиям этого соглашения, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 12.01.2016 № 2-п, а также Конкурсной документацией (пункт 1 статьи 36);

соглашением о внесении изменений № 1 от 16.04.2018 внесены изменения в Концессионное соглашение, в результате которых произошло изменение существенных условий Концессионного соглашения при отсутствии соответствующего решения Правительства Пермского края, а также при отсутствии согласования данных изменений с антимонопольным органом (статья 13).

В нарушение п. 3.1. Существенных условий концессионного соглашения, утвержденных Постановление Правительства Пермского края от 12.01.2016 № 2-п, п. 6.2.3 Концессионного соглашения Министерством не обеспечено своевременное заключение с Концессионером договоров аренды земельных участков, необходимых Концессионеру для осуществления деятельности, связанной с созданием и эксплуатацией объектов, входящих в состав Объекта Концессионного соглашения.

Более чем в два раза Минтранс ПК превысило сроки рассмотрения и согласования проектной документации, разработанной Концессионером – 43 рабочих дня вместо 20 рабочих дней.

В нарушение п. 20.2.3 Концессионного соглашения Концессионер направил на государственную экспертизу проектную документацию на 1,2 и 3 этапы на проверяемый Объект Концессии позже установленного срока и до согласования её с Концедентом, а также не соблюдены сроки получения положительного заключения государственной экспертизы на разработанную проектную документацию и результаты инженерных изысканий на 3 этап работ.

В рамках реализации Концессионного соглашения датой начала реконструкции является дата получения разрешения на строительство (реконструкцию) в отношении работ по строительству и реконструкции моста (Нового и Существующего) - 30.04.2019, запланированная дата ввода в эксплуатацию – 30.09.2022.

У Концедента при осуществлении мониторинга и контроля за проектом, предусмотренного Концессионным соглашением, отсутствует обязанность по осуществлению контроля за своевременным выполнением работ по реконструкции на промежуточных этапах работ, ответственность по Концессионному соглашению предусмотрена лишь за просрочку исполнения обязательств по завершению реконструкции и вводу Объекта Концессионного соглашения в эксплуатацию.

На период реконструкции Концессионером заключены договоры страхования: строительно-монтажных работ, гражданской ответственности, задержки в пуске объекта, перевозок грузов, а также в соответствии с условиями Концессионного соглашения представлена банковская гарантия исполнения обязательств по реконструкции и банковские гарантии возврата аванса.

По Концессионному соглашению капитальные вложения в Объект Концессионного соглашения предусмотрено осуществлять за счет трех источников: краевой бюджет - 1 489 101,2 тыс. рублей, федеральный бюджет - 9 577 166,4 тыс. рублей и внебюджетные источники - 3 109 000 тыс. рублей.

Бюджетные инвестиции по Концессионному соглашению (Капитальный грант) осуществляются Министерством в рамках реализации мероприятий ГП ПК «Развитие транспортной системы».

Фактически профинансировано на 31.07.2021 за счет средств бюджета Пермского края 1 253 447,6 тыс. рублей (84,2 % от плана), за счет федерального бюджета в форме иных межбюджетных трансфертов 3 174 099,2 тыс. рублей (33,1 % от плана) и за счет средств Концессионера 53 148,8 тыс. рублей (1,7 % от плана).

Всего за проверяемый период 2016-2021 гг. в рамках реализации Концессионного соглашения Министерством:

выплачено авансов Капитального гранта ООО ПКК - 4 240 448,6 тыс. рублей;

принято всего Элементов на сумму 791 035,7 тыс. рублей (с НДС), в том числе за счет Капитального гранта - 651 477,8 тыс. рублей;

перечислен Капитальный грант ООО ПКК в размере 187 098,2 тыс. рублей.

На 31.07.2021 размер непогашенного аванса Концессионером составляет 3 776 069,0 тыс. рублей, срок погашения аванса путем приемки Элементов установлен - до 20.12.2021.

После получения положительного заключения госэкспертизы по проектной документации на проверяемый Объект Концессии лимиты выплат Капитального гранта не откорректированы, что предусмотрено Концессионным соглашением, изменения в ведомость элементов не внесены, новые Акты приемки элементов и Акты стоимости принятых элементов с целью корректировки описания объемов и стоимости фактически выполненных и принятых работ, Сторонами не подписывались.

Минтрансом ПК не обеспечено выполнение бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 158 БК РФ, в части достижения результативности использования бюджетных средств.

Плановые годовые значения показателя ГП ПК «Развитие транспортной системы» «Достижение установленного значения процента технической готовности объекта, предусмотренного региональным концессионным проектом, по состоянию на конец года, определяемого на основании графика строительства (реконструкции) объекта, являющегося частью концессионного соглашения о реализации регионального концессионного проекта, при условии, что общий срок реализации регионального концессионного проекта остается неизменным» за 2018 – 2020 гг. не достигнуты.

Отклонение фактического значения показателя за 2020 год (5,67%) от первоначально запланированного значения (66,5%) составляет 60,83%.

За 2018 – 2019 гг. фактические значения процента технической готовности объекта, отраженные в ГП ПК «Развитие транспортной системы», не соответствуют расчетным данным, произведенным на основании первичных документов Министерства, в Отчете о расходовании средств Дорожного фонда за 2018 -2020 гг. процент готовности по проверяемому Объекту Концессии не отражен.

В Министерстве отсутствует пообъектный учет расходов в рамках реализации Концессионного соглашения (в АИП ПК, ГП ПК «Развитие транспортной системы» все произведенные расходы отнесены на Участок дороги 3, в бюджетном учете Министерства нет разделения на объекты, фактически расходы на 31.07.2021 осуществлены по всем трем участкам дорог).

Министерством нарушены обязательные к применению положения СГС «Концессионные соглашения».

По результатам контрольного мероприятия КСП Пермского края были сформированы следующие предложения (рекомендации):

  1. При внесении изменений в АИП ПК, в ГП «Развитие транспортной системы» и в Концессионное соглашение учесть замечания, отраженные в Отчете.
  2. Обеспечить полное и достоверное отражение операций, связанных с реализацией Концессионного соглашения, в бюджетном учете и отчетности Министерства.

Представление в адрес объекта контроля не направлялось.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×