1.3 | Контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета Пермского края, направленных на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в рамках федерального проекта
Отчёт утверждён Коллегией Контрольно-счётной палаты Пермского края, протокол № 14 от 27 декабря 2021 г.
В соответствии с п. 1.3 Плана работы КСП Пермского края на 2021 год проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета Пермского края, направленных на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»».
Проверяемый период: 2019-2020 гг., 9 месяцев 2021 года (по состоянию
на 01.10.2021).
Проверка проведена в Министерстве строительства Пермского края; Администрации Карагайского муниципального округа Пермского края; Управлении имущественных отношений администрации Куединского муниципального округа; Администрации Куединского муниципального округа Пермского края.
В результате проведённого контрольного мероприятия установлено:
- В части анализа нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление и расходование бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению устойчивого сокращения непригодного
для проживания жилого фонда в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»
в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» (далее – Мероприятия):
- несоответствие объёма финансирования на 2019-2024 гг., утвержденного
в государственной программе Пермского края «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п (далее – Госпрограмма) на 2019-2024 гг. (24 373,9 млн.рублей), объёму средств, утвержденному в региональной адресной программе по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы (далее - РАП), - на 3 341,4 млн.рублей;
- отсутствие в перечне целевых показателей Госпрограммы показателя «Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда» при наличии такого показателя в федеральном и региональном проектах.
- По состоянию на 01.10.2021 года показатели результативности использования межбюджетных трансфертов, предусмотренные в соглашениях
с органами местного самоуправления Пермского края о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым
до 01 января 2017 г. (далее – Соглашения), по этапу 2020 года исполнены
не в полном объеме.
Общий процент достижения целевых показателей по программе по второму этапу составил:
«Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда» - 85,7% или 54 153,93 кв.м при плане 63 198,13 кв.м, в том числе
по Карагайскому муниципальному округу исполнены на 86,8%, по Куединскому муниципальному округу – на 100,0%.
«Количество граждан, расселенного из аварийного жилищного фонда» - 83,6% или 3 573 чел. при плане 4 276 чел., в том числе по Карагайскому муниципальному округу исполнены на 89,9%, по Куединскому муниципальному округу – на 100,0%.
Всего за период 2019-2021 гг. (по состоянию на 01.10.2021) в рамках РАП расселено 141 222,31 кв.м, переселено 9 648 человек.
- За период 2019-2021 гг. из бюджетов муниципальных образований
на реализацию Мероприятия было направлено 5 095 542,0 тыс.рублей, из них: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) – 4 674 379,8 тыс.рублей, средства бюджета Пермского края – 421 162,2 тыс.рублей.
При этом, ежегодно на счетах муниципальных образований образовывались остатки неиспользованных средств. Так, по состоянию на 01.01.2020 года остаток неиспользованных средств составил 245 037,8 тыс.рублей (средства Фонда ЖКХ – 244 022,7 тыс.рублей, средства бюджет Пермского края – 1 015,1 тыс.рублей),
по состоянию на 01.01.2021 – 67 022,0 тыс.рублей (средства Фонда ЖКХ – 65 929,2 тыс. рублей, средства бюджета Пермского края – 1 092,8 тыс.рублей), по состоянию на 01.10.2021 – 55 286,1 тыс.рублей (средства Фонда ЖКХ – 51 290,6 тыс. рублей, средства бюджета Пермского края - 3 995,5 тыс.рублей).
По состоянию на 01.10.2021 из объема средств Фонда ЖКХ, предусмотренных в Соглашении № 1-ДЗ/4/28/ПС от 09.11.2020 (на реализацию этапа 2020 года), в бюджет Пермского края не поступили средства Фонда ЖКХ
в размере 188 579,3 тыс. рублей (риск неосвоения средств Фонда ЖКХ по итогам 2021 года).
Основные причины неосвоения средств органами местного самоуправления:
решение вопроса выселения граждан в судебном порядке, в связи с отказом граждан от заключения соглашений о выплате возмещения за изымаемые жилые помещения, а также договоров социального найма на предоставляемой жилое помещения;
приобретение жилых помещений с целью переселения граждан в строящихся домах, срок сдачи и оплаты по которым наступает в очередном финансовом году;
непредвиденные обстоятельства (розыск собственников и нанимателей, занимающих жилые помещения, подлежащие расселению, процедура вступления
в наследство и др.).
- В ходе выборочной проверки расходования средств, выделенных
из бюджетов муниципальных образований на реализацию Мероприятия,
в двух муниципальных образованиях выявлены следующие нарушения:
Карагайский муниципальный округ
осуществление оплаты за возмещение по изъятию жилого помещения
при отсутствии договора о предоставлении возмещения за изымаемое у граждан жилого помещения;
не в полной мере отслеживалось исполнение гражданами обязательств
по заключенным договорам об изъятии жилого помещения (отсутствие подтверждений о снятии граждан с регистрационного учета, принятии мер
по государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение и др.);
отсутствие ряда документов на приобретаемое жилое помещение
для предоставления жилья по переселению из аварийного жилищного фонда;
Куединский муниципальный округ
отсутствие ряда документов, предусмотренных договорами об изъятии жилых помещений, заключенных с собственниками жилого помещения;
нарушения условий заключенных муниципальных договоров
на приобретаемое жилое помещение и др.
По итогам проведения контрольного мероприятия подготовлены предложения (рекомендации) администрациям Карагайского муниципального округа и Куединского муниципального округа: проанализировать причины выявленных нарушений и замечаний с целью недопущения их в дальнейшей работе.
Отчёт по результатам контрольного мероприятия направлен в адрес губернатора Пермского края и Законодательного Собрания Пермского края.
В АДРЕС ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДПИСАНИЯ НЕ НАПРАВЛЯЛИСЬ.