2.5 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ финансового обеспечения и достижения результатов мероприятий, направленных на планирование использования, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и реализацию мероприятий в области
Добавлено: 30 мая 2025
В соответствии с п. 2.5 плана работы КСП Пермского края на 2025 год КСП Пермского края проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ финансового обеспечения и достижения результатов мероприятий, направленных на планирование использования, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» (заключение от 30.04.2025 № 1). Объектом мероприятия являлось Министерство агропромышленного комплекса Пермского края (далее – Министерство), администрация Суксунского муниципального округа.
В рамках мероприятия рассмотрена реализация следующих мероприятий государственной программы Пермского края «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края»:
- Возмещение части затрат по культуртехническим мероприятиям на землях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот (Постановление Правительства Пермского края от 20.12.2018 № 839-п, далее – Порядок № 839-п);
- Возмещение части затрат на мероприятия по известкованию кислых почв (Постановление Правительства Пермского края от 20.12.2018 № 839-п);
- Возмещение фактически произведенных затрат на приобретение минеральных удобрений (Постановление Правительства Пермского края от 29.08.2024 № 586-п);
- Подготовка проектов межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из состава ЗСН, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (Постановление Правительства Пермского края от 26.05.2023 № 401-п, далее – Порядок № 401-п);
- Осуществление отдельного государственного полномочия по планированию использования ЗСН (Закон Пермского края от 07.06.2013 № 209-ПК «О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельного государственного полномочия по планированию использования ЗСН», далее – Закон № 209-ПК).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено, что площадь земель сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСН), посевная площадь в Пермском крае сокращается, значительная доля площади пашни (64,3%) не используется, отмечается сокращение неразграниченной площади ЗСН.
Исполнение бюджетных ассигнований по планированию использования и вовлечению в оборот ЗСН в 2023 г. составило 88,2% (при плане 162,2 млн.рублей исполнено 143,1 млн.рублей), в 2024 г. 72,9% (при плане 165,3 млн.рублей исполнено 120,4 млн.рублей). Неполное освоение объемов субсидий обусловлено в ряде случаев недостатками планирования: необоснованным планированием площадей для проведения культуртехнических мероприятий; включением в объем субсидий на известкование кислых почв затрат на погрузку мелиорантов, не предусмотренных к возмещению соответствующим Порядком; планированием объема субсидий на приобретение минеральных удобрений без учета потребности (исходя из объема бюджетных ассигнований на плановый период, а не исходя из уровня возмещения затрат 16%); планированием федерального софинансирования на проведение кадастровых работ и подготовку проектов межевания в отсутствие обращений Министерства.
Значение показателя «Площадь вовлеченных в сельскохозяйственный оборот земель» (по оценке КСП Пермского края на основе Методики расчета показателей государственной программы АПК - 43,1 тыс.га) не соответствует площади в отчете о ходе реализации комплекса процессных мероприятий «Вовлечение в оборот ЗСН» за 2024 г., в отчете о достижении значений показателей государственной программы Российской Федерации по субъекту Российской Федерации на 1 января 2025 года (32,4176 тыс.га).
Последующий контроль фактического использования ЗСН, вовлеченных в оборот с участием средств господдержки, Министерством не осуществлялся (в т.ч. Порядками предоставления субсидий, Соглашениями не предусмотрено документальное подтверждение использования вовлеченных в оборот ЗСН в сельскохозяйственном производстве). В нарушение п. 5.1.3 Порядка № 401-п, п. 4.3.5.2. Соглашений с муниципальными образованиями (далее – МО) форма отчета о факте предоставления земельных участков, в отношении которых были реализованы мероприятия по подготовке проектов межевания земельных участков и проведению кадастровых работ для сельскохозяйственного производства, Министерством не установлена.
В Пермском крае в целях возмещения затрат на культуртехнические мероприятия применяется подход исходя из ставки субсидии (которая сложилась на низком уровне – 7% от актуальной стоимости работ), а не исходя из доли возмещения затрат (у других субъектов РФ исходя из доли – 50%). Наряду с отсутствием со стороны Министерства последующего контроля фактического использования в сельскохозяйственном производстве земель, на которых проведены культуртехнические мероприятия, это может влиять на выполнение работ без соблюдения проектов мелиорации (нарушение ст. 25 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).
Порядками предоставления субсидий не предусмотрено предоставление первичных учетных документов сельхозтоваропроизводителями (далее – СХТП), подтверждающих фактическое проведение работ и достижение результатов; данные документы не оцениваются и при проведении проверок Министерством. Установлены случаи приемки документов для участия в отборе и выдачи положительного заключения ГКУ ПК «Центр развития агробизнеса» при несоответствии заявки и документов требованиям Порядков предоставления субсидий.
Недостижение показателей результата предоставления субсидий на приобретение минеральных удобрений (в 2023 году прирост урожайности культур не достигнут у 82% получателей; в 2024 году прирост объема валового производства соответствующих культур (показатель изменен) не достигнут у 51%) указывает на недостаточную эффективность данной меры поддержки.
Установлены случаи нарушения Министерством сроков заключения соглашений с МО в 2023, 2024 годах при реализации мероприятий по подготовке проектов межевания и проведению кадастровых работ, в т.ч. повлиявшие на неисполнение субсидий в 2023 г.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия в части реализации переданного отдельного государственного полномочия по планированию использования ЗСН свидетельствуют о недостаточной проработке вопроса при передаче полномочия, неучете актуальных требований федерального законодательства, недоведении до органов местного самоуправления в полном объеме порядка реализации переданного полномочия, о неосуществлении должным образом контроля за его реализацией со стороны Министерства.
По результатам мероприятия Министерству агропромышленного комплекса Пермского края предложено:
- учесть замечания КСП Пермского края при определении объемов субсидий на вовлечение в оборот ЗСН при формировании бюджета Пермского края.
- обеспечить подтверждение фактического использования земель для сельскохозяйственного производства, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот в рамках проведения культуртехнических мероприятий и кадастровых работ.
- рассмотреть вопрос включения в Порядки предоставления субсидий первичных учетных документов СХТП, подтверждающих выполнение работ и достижение результата.
- усилить контроль за подготовкой заключений ГКУ ПК «Центр развития агробизнеса» о соответствии получателя субсидии требованиям порядков.
- утвердить регламент осуществления проверок отделом контроля Министерства.
- оценить целесообразность дальнейшей реализации Закона № 209-ПК с учетом актуальных требований федерального законодательства и, в случае продолжения реализации, учесть замечания, представленные в настоящем заключении КСП Пермского края в части реализации Закона № 209-ПК.
Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлена губернатору Пермского края и в Законодательное Собрание Пермского края.