Заключение утверждено Коллегией Контрольно-счётной палаты Пермского края, протокол № 11 от 31 августа 2023 г.
В соответствии с пунктом 2.24. плана работы Контрольно-счетной палаты Пермского края на 2023 год, в рамках реализации переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в Кочевском муниципальном округе Пермского края (далее - Кочевский МО) проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах Кочевского муниципального округа Пермского края».
Проверка проведена в администрации Кочевского МО - исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления Кочевского муниципального округа Пермского края.
Проверяемый период деятельности: 2022 год.
По результатам оценки установлено следующее:
- Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, государственная собственность на которые не разграничена отнесено к полномочиям органов местного самоуправления статьей 11 Земельного кодекса РФ.
- Исходя из полномочий органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными ресурсами, из 271807 га земель, находящихся на территории Кочевского Кочевского МО к управлению и распоряжению Администрацией отнесены 36 673 га земель муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, или 13,5 % от земель Кочевского МО.
- Управление и распоряжение земельными участками, расположенными на территории Кочевского МО регламентировано законами Российской Федерации, Законами Пермского края и постановлениями Правительства Пермского края, а также муниципальными правовыми актами, состав и содержание которых не в полной мере соответствуют действующему законодательству.
- Управление и распоряжение земельным фондом Кочевского МО в 2022 г. осуществлено Администрацией Кочевского МО в форме:
- образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в аренду;
- предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность физическим и юридическим лицам (продажа земельных участков);
- предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование;
- принятия решений об изменении (отказе в изменении) вида разрешенного использования земельных участков. - По состоянию на 01.01.2023 года зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием «Кочевский муниципальный округ Пермского края» на 35,2 % общей площади земель, фактически находящихся в муниципальной собственности.
- В течении 2022 года Администрацией Кочевского МО заключено 112 договоров аренды земельных участков на общую площадь 204 га, 46 договоров купли-продажи земельных участков в собственность (21 га), 41 земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование (28 га), 4 земельных участка предоставлено в собственность многодетных семей бесплатно (0,5 га).
- Учет предоставленных в безвозмездное, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, собственность на которые не разграничена, в Администрации отсутствует.
- Решения о предоставлении многодетным семьям земельных участков не состоящих в Перечне земельных участков, расположенных на территории Кочевского муниципального района, предназначенных для предоставления многодетным семьям, и без учета метода случайной выборки приняты Администрацией при несоблюдении Закона № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», Порядка формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно в Кочевском МО.
- Определение размера арендной платы и стоимости продажи земельных участков осуществлено в соответствии с установленными порядками.
- Отдельные соглашения о расторжении договоров аренды оформлены при установлении даты вступления их в силу в прошедший период, в результате чего Администрацией созданы условия, освобождающие арендаторов от обязанности по уплате арендной платы, пеней и штрафов.
- Доходы, поступившие в 2022 году в бюджет Кочевского МО от распоряжения земельными участками, составили 4 240,15 тыс. рубля, что соответствует 6,2 % от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета.
- В 2022 году Администрацией Кочевского МО, в рамках исполнения бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета, не обеспечено соблюдение требований, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2021 №75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)», в части отнесения доходов местного бюджета по соответствующим кодам видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов, что повлекло недостоверность отчетных показателей.
- В нарушение приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», Инструкции № 157н операции по начислению средств от аренды земельных участков, заключенных в 2022 году, в бюджетном учете Администрации Кочевского МО за 2022 год отражены по фактическому поступлению доходов в бюджет, а также операции по вовлечению земельных участков, по которым государственная собственность не разграничена, в хозяйственный оборот, в бюджетном учете Администрации не отражены.
- В течение 2022 г. Администрацией обеспечено сокращение задолженности по арендной плате, сформированной на начало года, на 45,7%. По состоянию на 01.01.2023 года задолженность по арендной плате за земельные участки составила 2 223,63 тыс. рубля, что составляет 94,7 % от годового объема начисленной арендной платы по всем договорам.
- Кочевский МО из 6 муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа, по показателю доли доходов от арендной платы земельных участков в структуре налоговых и неналоговых доходов, по итогам 2022 года занимал лидирующую позицию.
- При осуществлении муниципального земельного контроля Администрацией не обеспечено соблюдение Положения о муниципальном земельном контроле, расчет и оценка фактических (достигнутых) значений показателей результативности и эффективности осуществления муниципального земельного контроля за 2022 год не проведена.
- При осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками Кочевского МО Администрацией не обеспечено соблюдение в полном объеме административного регламента по предоставлению в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
По итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия подготовлены следующие предложения (рекомендации) Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края:
- принять необходимые отсутствующие и привести в соответствие с действующим законодательством действующие муниципальные правовые акты, регламентирующие вопросы управления и распоряжения земельными участками, расположенными на территории Кочевского муниципального округа Пермского края;
- обеспечить переоформление права собственности земельных участков, зарегистрированных в собственности ликвидированных Кочевского муниципального района и сельских поселений, входивших в состав района, на муниципальное образование «Кочевский муниципальный округ Пермского края»;
- разработать план мероприятий по сокращению задолженности по арендной плате за земельные участки;
- провести инвентаризацию решений о передаче земельных участков в безвозмездное, постоянное (бессрочное) пользование.
Отчёт по результатам контрольного мероприятия направлен в адрес председателя Думы Кочевского МО и главы Администрации Кочевского МО.