2.15 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации мероприятий государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы», направленных в рамках полномочий Пермского края по организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 8 от 29.05.2023 г.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии с Планом работы КСП Пермского края на 2023 год (п. 2.15), в ходе которого проанализирована организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в Пермском крае, а также реализация мероприятий государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы», направленных в рамках полномочий Пермского края по организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах.
Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах по регулируемым тарифам в Пермском крае осуществляют Министерство транспорта Пермского края (далее – Минтранс ПК или Министерство) и подведомственное ему ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края».
В Пермском крае создана необходимая нормативно-правовая база для выполнения полномочий по транспортному обслуживанию населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В большинстве субъектов Приволжского Федерального округа и в Свердловской области регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам осуществляются как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам.
Регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в таких субъектах Российской Федерации устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию на региональном уровне в соответствии с действующим законодательством. В Пермском крае тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок, обслуживаемых по регулируемым тарифам, определяет Министерство транспорта Пермского края.
По данным Реестра межмуниципальных маршрутов в Пермском крае (размещен на официальном сайте Минтранса ПК) перевозки осуществляются по 148 маршрутам, из них: по 134 маршрутам - по регулируемым тарифам и по 14 маршрутам - по нерегулируемым тарифам (по состоянию на 05.04.2023).
Плановый объем средств бюджета Пермского края на мероприятия, связанные с реализацией полномочий по организации межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам, за 2020-2022 гг. составил 4 278 507,9 тыс. рублей, фактически использовано - 3 819 138,6 тыс. рублей (89,3% от плана).
Остатки неиспользованных средств в 2020-2021 гг. в основном сформировались в связи с переносом срока начала выполнения работ по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам в соответствии с окончанием срока действия Свидетельств, выданных перевозчикам, осуществляющим перевозки по нерегулируемым тарифам.
При исполнении бюджета Пермского края за 2020 год не обеспечено достижение планового значения показателя непосредственного результата основного мероприятия «Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом» ГП ПК «Развитие транспортной системы» «Количество автобусов, приобретенных за счет средств бюджета Пермского края для перевозки пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Пермского края (нарастающим итогом)», утвержденного в размере 73 ед., уровень достижения составил 93,1% или 68 ед. (автобусов).
Учреждением для обеспечения регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам заключаются с перевозчиками государственные контракты на выполнение работ, по которым фактически выполненный объем транспортной работы полностью оплачивается из бюджета Пермского края, а денежные средства от реализации пассажирам билетов, полученные перевозчиками, перечисляются заказчику – ГКУ «ОПП» (так называемые брутто-контракты).
За период 2020-2022 г. 40 перевозчиками выполнен объем транспортной работы 48 568,1 тыс. км (при плане 50 085,4 тыс. км или 97 %) по 149 маршрутам на сумму 2 668 124,0 тыс. рублей, фактически перечислено перевозчикам на 31.12.2022 г. 2 742 297,8 тыс. рублей, в январе 2023 г. - 82 365,2 тыс. рублей, в том числе авансовые платежи 248 840,2 тыс. рублей (произведен зачет аванса – 92 301,2 тыс. рублей, остаток аванса – 156 539,0 тыс. рублей).
Всего за 2020-истекший период 2023 года ГКУ «ОПП» начислено штрафных санкций на сумму 93 077,2 тыс. рублей, задолженность перевозчиков на 30.04.2023 составила 80 130,2 тыс. рублей (86 %), что является недополученными доходами бюджета Пермского края. Учитывая направление ГКУ «ОПП» исковых заявлений в арбитражный суд Пермского края о принудительном взыскании неустоек, размер доходов будет определен на основании решений суда.
Исполнение по доходам бюджета Пермского края от поступления платы за проезд пассажиров на межмуниципальных маршрутах за 2020-2022 гг. составило 2 013 740,04 тыс. рублей (91,8 % от плана - 2 193 585,9 тыс. рублей).
При том, что установленные средние нормативы финансовых затрат на 1 км пробега транспортного средства при выполнении транспортной работы по регулярным перевозкам по регулируемым тарифам в 2019-2022 гг. являются незаконными и необоснованными (по решению суда), а их величина оказывает непосредственное влияние на стоимость транспортной работы по межмуниципальным маршрутам при корректировке НМЦК на перевозку в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ГКУ «ОПП» (НМЦК для закупок составляла от 21 % до 51 % от рассчитанных максимальных цен), цена контракта на перевозку не обеспечивает возможность перевозчику направлять часть выручки на отчисления части стоимости основных фондов для возмещения их износа (амортизационные отчисления), а также влияет на качество оказываемых транспортных услуг населению при перевозке по межмуниципальным маршрутам в связи с невозможность обеспечить перевозчиком повышение комфорта пассажирам, не способствует обеспечению безопасности перевозок в связи с недостаточностью финансовых средств как при текущем выполнении работы, так и в дальнейшем периоде, в том числе по истечению срока полезного использования транспортных средств.
С учетом установленного объема бюджетного финансирования Учреждение вынуждено при низкой конкуренции при проведении закупок снижать требования к транспортным средствам как в процессе конкурсных процедур, так и в процессе исполнения контрактов на перевозку, увеличивать авансы по контрактам на перевозку, заключать краткосрочные контракты на перевозку по отдельным маршрутам, по которым отсутствуют заявки на участие в конкурсных процедурах.
Таким образом, существуют риски, что в будущем по окончанию действующих долгосрочных контрактов на перевозку (более 4 лет) часть перевозчиков не сможет участвовать в конкурсных отборах на выполнение работ по перевозке при сохранении требований к транспортным средствам и при существующей минимальной (либо отсутствии) конкуренции в данной области, ГКУ «ОПП» может столкнуться с проблемой прекращения регулярных перевозок по регулируемым тарифам на отдельных маршрутах.
Доля граждан, отметивших улучшение качества перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок Пермского края возросла в 2022 г. в 2,2 раза относительно 2020 г. (с 22,1 % до 49 %), что указывает на положительный социальный эффект, который получили жители Пермского края по результатам реализации Мероприятий при фактическом использовании средств бюджета Пермского края за 2020-2022 г. в объеме 3 819 138,6 тыс. рублей.
Количество перевезенных пассажиров на общественном автомобильном транспорте только в рамках перевозок по регулируемым тарифам составило:
за 2020 г. – 358,02 тыс. человек;
за 2021 г. – 7 944,31 тыс. человек;
за 2022 г. – 21 826,06 тыс. человек.
По итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия КСП Пермского края было предложено Министерству транспорта Пермского края, - учесть результаты экспертно-аналитического мероприятия при дальнейшем планировании мероприятий по реализации полномочий Пермского края по организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах.
Представления в адрес объектов контроля не направлялись.