№, дата представления, предписания | Наименование организации | №, дата ответа | Принятые меры |
---|---|---|---|
Представления КСП Пермского края в адрес объектов контроля не направлялись |
Губернатор Пермского края | 05.06.2023 № 01-72-543 |
1. Заключение КСП Пермского края от 14.03.2023 № 1 рассмотрено на межведомственном заседании с участием губернатора Пермского края Махонина Д.Н. 25 апреля 2023 г. 2. Распоряжением Правительства Пермского края от 22.05.2023 № 157-рп утверждена программа ликвидации до 2030 года задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, включенных в списки нуждающихся в Пермском крае. |
2.13 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 4 от 09.03.2023.
В соответствии с п. 2.20 Плана работы на 2022 год, п. 2.13 Плана работы на 2023 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2021-2022 год».
Проверяемый период: 2021–2022 гг.
Проверка проведена в Министерстве строительства Пермского края; Министерстве социального развития Пермского края; Правительстве Пермского края.
В результате проведённого экспертно-аналитического мероприятия установлено:
1. Региональное законодательство постоянно совершенствуется, которые положительно влияют на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Это возможность приобретения жилья на территории других муниципальных образований с согласия детей-сирот при отсутствии в пределах территории муниципального образования жилых помещений по месту жительства детей-сирот, а также распределение средств субвенций органам местного самоуправления с учетом даты возникновения у детей-сирот права на обеспечение жилыми помещениями, что позволит обеспечить соблюдение очередности получения жилых помещений в целом по краю.
Кроме того, в целях улучшения ситуации с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, в связи с отсутствием на первичном и вторичном рынках пригодного для этих целей жилья, созданы предпосылки для осуществления органами местного самоуправления строительства многоквартирных домов в целях формирования специализированного жилищного фонда в результате принятия изменений в действующее региональное законодательство в части распределения субвенций ОМС с учетом способа расходования средств бюджета Пермского края, соответственно, возможности установления реальной стоимости строительства МКД с учетом положительного заключения государственной экспертизы на сметную стоимость.
2. По мнению КСП Пермского края, в настоящее время несмотря на установленное распределение полномочий между исполнительными органами государственной власти (Министерство строительства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края) и организованное взаимодействие между ними, отсутствует ответственность конкретного исполнительного органа государственной власти за достижение сокращения числа детей-сирот, необеспеченных жилыми помещениями.
3. За период 2020-2022 гг. объем ассигнований, утвержденный в сводной бюджетной росписи составил всего 3 622 992,2 тыс. рублей, перечислено из бюджета 3 450 389,7 тыс. рублей, в том числе в 2020 году - 1 126 016,1 тыс. рублей, в 2021 году - 997 966,5 тыс. рублей, в 2022 году - 1 326 407,1 тыс. рублей.
Объем средств федерального бюджета в проверяемый период обеспечивал только 20% ежегодной потребности, при этом без учета сложившейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот (176 чел. из числа детей-сирот при ежегодной потребности обеспечения жилыми помещениями порядка 800-1000 чел.).
Дополнительно принятые обязательства Пермского края по финансированию расходов на строительство и приобретение жилых помещений позволяют нивелировать ситуацию с существенным наращиванием задолженности. Тем не менее, очередь на получение жилья на протяжении последних трех лет продолжает расти. Требуется кратное увеличение расходов из бюджетов бюджетной системы РФ для ликвидации задолженности.
4. За период 2020-2022 гг. выдано 584 жилищных сертификата, при этом их количество увеличилось с 96 штук в 2020 году до 320 штук в 2022 году. Количество детей-сирот, получивших социальную выплату на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата, возросло с 93 чел. в 2020 году до 305 чел. в 2022 году, то есть на 212 чел. или в 3,3 раза.
Процент воспользовавшихся социальной выплатой от общего количества детей-сирот, получивших право на получение жилищного сертификата, превышает 95%.
При реализации жилищных сертификатов использовались заемные средства и средства материнского капитала. Так, в 2020 году доля детей-сирот, которые воспользовались заемными средствами составила 17,2% от общего количества детей-сирот, в 2022 году – 33,1%, то есть, количество детей-сирот, использовавших дополнительные средства, увеличилось практически в 2 раза.
По оценке КСП Пермского края, предоставление жилищных сертификатов положительно влияет на ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот в Пермском крае, поскольку позволяет решать проблему нехватки жилья на первичном и вторичном рынках по требуемым параметрам, за счет возможности приобретения жилья большей площади с учетом использования заемных средств и средств материнского капитала. С учетом востребованности жилищных сертификатов и количества социализировавшихся детей-сирот старше 23 лет, потенциально в среднесрочной перспективе возможно выдавать ежегодно до 400 жилищных сертификатов с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Таким образом, 40-50% бюджетных средств, требуемых ежегодно для обеспечения детей-сирот, целесообразно предусматривать в бюджете в виде социальной выплаты, а остальные средства - на строительство и приобретение жилых помещений в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда.
5. По состоянию на 01.01.2023 общая потребность бюджетных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот старше 18 лет на территории Пермского края составляет порядка 16 млрд. рублей. При утвержденном финансировании в 2023-2025 годах в ежегодном размере по 1,2 млрд. рублей, задача по сокращению численности детей-сирот, не обеспеченных жилыми помещениями, к концу 2025 года не будет решена.
По итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия подготовлены следующие предложения (рекомендации):
Правительству Пермского края:
- Определить конкретный исполнительный орган государственной власти ПК ответственным за достижение конечного результата по ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
- Разработать программу («дорожную карту») с необходимыми финансовыми ресурсами по ликвидации сложившейся по состоянию на 01 января 2023 г. задолженности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.