Контрольно-счетная палата Пермского края

2.12 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ результатов преобразования муниципальных образований Пермского края»

Информация об экспертно-аналитическом мероприятии «Анализ результатов преобразования муниципальных образований Пермского края»

Согласно п. 2.12. плана работы на 2022 г. КСП Пермского края проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ результатов преобразования муниципальных образований Пермского края» (

В Пермском крае, начиная с 2011 года, активно реализуются преобразовательные процессы в части укрупнения муниципалитетов. В период с 2017 г. по 2022 г. количество муниципальных образований в Пермском крае уменьшилось на 294 единицы: в 2017 году на территории Пермского края функционировали 337 муниципальных образований (8 городских округов, 40 муниципальных районов, 29 городских поселений, 260 сельских поселений), а по состоянию на 1 мая 2022 года – 43 муниципальных образования (22 городских округа, 21 муниципальный округ).

В настоящее время в Пермском крае отсутствуют такие виды муниципальных образований, как муниципальный район, сельское и городское поселения.

Анализ создания органов местного самоуправления показал, что в основном в преобразованных муниципальных образованиях органы местного самоуправления сформированы в установленные законами субъекта сроки. Однако выявлены нарушения, допущенные отдельными муниципальными образованиями, такие как: нарушения сроков избрания главы муниципального образования (в Александровском муниципальном округе и Осинском городском округе), нарушения сроков формирования исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (местной администрации) (в Александровском муниципальном округе, Гайнском муниципальном округе и Косинском муниципальном округе), нарушения сроков формирования контрольно-счетного органа муниципального образования (в 11 муниципальных образованиях края).

По состоянию на 15 июля 2022 года (данные Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ)) в большинстве преобразованных муниципальных образований Пермского края завершены ликвидационные процессы органов местного самоуправления. При этом по отдельным муниципальным образованиям в ЕГРЮЛ отсутствуют записи о ликвидации (Кизеловский муниципальный район, Александровский муниципальный район), отдельные муниципальные образования значатся в стадии ликвидации (администрации и советы депутатов Голдыревского, Ергачинского, Зарубинского, Комсомольского, Кыласовского, Ленского, Мазунинского, Моховского, Насадского, Плехановского, Сергинского, Троельжанского, Усть-Турского, Филипповского, Шадейского сельских поселений Кунгурского муниципального района (15 из 17 поселений, преобразованных в 2020 году); администрация Черновского сельского поселения Большесосновского муниципального района).

Проведенный анализ выполнения планов мероприятий по ликвидации администраций муниципальных образований – объектов экспертно-аналитического мероприятия (Верещагинского городского округа (далее – Верещагинский ГО), Добрянского городского округа (далее – Добрянский ГО), Ординского муниципального образования (далее – Ординский МО), Чернушинского городского округа (далее – Чернушинский ГО)) выявил ряд нарушений при передаче имущества в собственность. Так, по Добрянскому ГО было отмечено непредставление документов, подтверждающих передачу муниципального имущества из сельского поселения в муниципальный район (Добрянское городское поселение, Полазненское городское поселение, Перемское сельское поселение, Сенькинское сельское поселение), передачу муниципального имущества из муниципального района в городской округ. По Чернушинскому ГО было отмечено несоблюдение порядка, предусмотренного решением Думы Чернушинского городского округа от 18.09.2019 № 22 «О передаче муниципального имущества в собственность Чернушинского городского округа». В Отчете от 27.08.2020 № 8 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка годового отчета об исполнении бюджета Гремячинского городского округа за 2019 год» было отмечено о непроведении годовой инвентаризации имущества в 2019 году, отсутствии актов приемки-передачи имущества, отсутствии достоверной информации о составе муниципального имущества в реестре муниципального имущества.

Проведенный анализ бюджетов Верещагинского ГО, Добрянского ГО, Ординского МО и Чернушинского ГО (до и после преобразования) показал, что по всем анализируемым муниципальным образованиям в первый год после преобразования (в 2020 г.) отмечается наибольший рост фактически полученных доходов и произведенных расходов по сравнению с предыдущим годом.

При этом анализ доходной части бюджета показал, что у рассматриваемых муниципальных образований нет устойчивой положительной динамики роста налоговых и неналоговых доходов.

В структуре расходной части бюджетов четырех преобразованных муниципальных образований также нет значительных изменений после преобразования. Вместе с тем следует отметить, что после преобразования по всем четырем анализируемым территориям отмечается рост расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, что в основном связано со значительным увеличением объема финансирования данной сферы из краевого бюджета - в 4,7 раза (в 2018 году – 1 898,1 млн. рублей, в 2021 году – 8 949,0 млн. рублей).

Рассматривая меры государственной поддержки преобразованным муниципальным образованиям, предусмотренные краевым законодательством, отмечаем, что в соответствии с Законом Пермского края от 28.02.2018 № 191-ПК
«О финансовом обеспечении в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований в Пермском крае» (далее – Закон № 191-ПК) бюджетам преобразованных муниципальных образований из бюджета Пермского края предусмотрены:

- субсидии на реализацию муниципальных программ (мероприятий в рамках муниципальных программ) по развитию преобразованных муниципальных образований (далее – субсидии преобразованным МО);

- компенсация выпадающих доходов бюджетам преобразованных муниципальных образований - до ее исключения из Закона № 191-ПК в октябре 2019 года;

- выплата денежного пособия лицам, замещавшим отдельные муниципальные должности, должности муниципальной службы (далее – выплата денежного пособия).

На реализацию вышеуказанных мероприятий за 2018-2021 гг. фактически израсходовано 1 642 448,1 тыс. рублей, на 2022 год запланировано еще 550 806,9 тыс. рублей.

Также из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований (без учета преобразований) компенсируются суммы выходного пособия, выплаченного в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работникам, уволенным в IV квартале 2018 года, в 2019-2020 гг., в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников ОМСУ в целях создания эффективной структуры органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. На эти цели фактически за 2019-2021 гг. израсходовано 100 415,45 тыс. рублей.

В связи с масштабными изменениями территориальной организации местного самоуправления возросли расходы бюджета Пермского края на материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, осуществляемые в соответствии с частью 5 статьи 134 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данные расходы составили: в 2018 году – 311,0 тыс. рублей, в 2019 году – 6 351,9 тыс. рублей, в 2020 году – 1 096,2 тыс. рублей, в 2021 году – 104,4 тыс. рублей.

В части предоставления субсидии на реализацию муниципальных программ (мероприятий в рамках муниципальных программ) по развитию преобразованных муниципальных образований предоставляются из бюджета Пермского края бюджетам городских и муниципальных округов, образованным в результате процедур преобразования муниципальных образований, на условиях софинансирования, отмечаем следующее.

До 2021 года уровень софинансирования реализации каждого мероприятия (объекта) в рамках муниципальной программы за счет средств бюджета Пермского края составлял не более 50% их стоимости. С 2021 года в связи с внесенными
в п.2 ст.2.1. Закона № 191-ПК, п.2.4. постановления № 718-п изменениями уровень софинансирования составил:

- за счет средств краевого бюджета не более 50%, местного бюджета –
не менее 50% стоимости мероприятия (объекта) в рамках муниципальной программы для преобразованных муниципальных образований, у которых разница в расходах на содержание органов местного самоуправления, полученная
в результате преобразования муниципальных образований, выше среднего объема сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований при преобразовании муниципальных образований, рассчитываемого в соответствии с Методикой расчета объема субсидий[1] (далее – Методика);

- за счет средств краевого бюджета не более 75%, местного бюджета –
не менее 25% их стоимости для преобразованных муниципальных образований,
у которых разница в расходах на содержание органов местного самоуправления, полученная в результате преобразования муниципальных образований, ниже среднего объема сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований при преобразовании муниципальных образований, рассчитываемого в соответствии с Методикой.

Предоставление субсидий преобразованным МО предусмотрено в течение трех лет, начиная с первого года исполнения единого бюджета преобразованного муниципального образования, ежегодно.

Общий объем субсидий утверждается Законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период. Распределение субсидий преобразованным МО на 2019 год утверждено постановлением Правительства Пермского края от 06.12.2018 № 766-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам преобразованных муниципальных образований из бюджета Пермского края на реализацию муниципальных программ (мероприятий в рамках муниципальных программ) по развитию преобразованных муниципальных образований в 2019-2020 годах», начиная с 2020 года - Законом
о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период
(п. 3.3. Порядка предоставления субсидий от 21.11.2018 № 718-п).

Субсидии преобразованным МО могут направляются на следующие мероприятия (объекты) (в период действия постановления № 718-п перечень мероприятий значительно расширился):

строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт объектов общественной инфраструктуры муниципального значения: инженерной, коммунальной, социальной инфраструктуры;

приобретение в собственность муниципальных образований объектов инженерной инфраструктуры, помещений, зданий (в том числе мобильных зданий, включая их установку), единых недвижимых (тепловых) комплексов
с целью размещения объектов общественной инфраструктуры муниципального значения (на основании соглашений о приобретении в собственность муниципальных образований соответствующих объектов);

приобретение коммунальной техники: специализированных машин и навесного оборудования для выполнения работ по уборке территории, очистке и ямочному ремонту дорожных покрытий, обслуживанию инженерных коммуникаций, ликвидации последствий аварий коммунальных сетей;

приобретение подвижного состава для организации регулярных пассажирских перевозок в соответствии с требованиями, установленными в пункте 4.5 Порядка;

[1]Методика расчета объема субсидий бюджетам преобразованных муниципальных образований из бюджета Пермского края на реализацию муниципальных программ (мероприятий в рамках муниципальных программ) по развитию преобразованных муниципальных образований утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2018 № 718-п.

приобретение в собственность муниципальных образований водного транспорта для перевозки пассажиров, проживающих в населенных пунктах, где
в силу погодно-климатических условий и (или) техногенных обстоятельств и (или) отсутствия элементов инфраструктуры (отсутствие автомобильной дороги с твердым покрытием, железнодорожного сообщения, мостового сооружения) отсутствует круглогодичное транспортное сообщение, в соответствии с требованием, установленным в пункте 4.5 Порядка;

строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт уличных сетей наружного освещения, не входящих в состав автомобильных дорог общего пользования;

ремонт и устройство элементов (объектов) дорожно-тропиночной сети, не входящих в состав автомобильных дорог общего пользования, в том числе тротуаров с твердым покрытием, пешеходных путепроводов и мостов, пешеходных надземных и подземных переходов, дорожек и площадок, элементов сопряжения поверхностей;

обустройство колодцев, скважин, водонапорных башен, родников, ключей, других источников водоснабжения и объектов систем водоснабжения, а также их зон санитарной охраны;

благоустройство территории муниципального образования: ремонт и устройство детских, спортивных, спортивно-игровых площадок; устройство, восстановление территорий общего пользования (парков, скверов, площадей, набережных, а также социокультурных объектов): приобретение, установка, восстановление малых архитектурных форм (беседок, скамеек, урн и (или) контейнеров для мусора, оборудования для велопарковки, монументально-декоративного оформления); ремонт и установка осветительного оборудования, ремонт и установка ограждений.

Отмечаем, что из бюджета Пермского края муниципальным образованиям предоставляются субсидии на аналогичные мероприятия и в рамках других программных направлений по соответствующим отраслевым ведомствам.

Таким образом, одни и те же виды мероприятий муниципальных программ реализуются как за счет субсидий преобразованным МО, так и за счёт других видов субсидий из краевого бюджета.

В общем объеме субсидий, направленных бюджетам преобразованных МО за период 2019-2021 гг., на софинансирование капитальных вложений (КВР 522) приходится 12,3% субсидий. Остальные средства направлены на текущие расходы (КВР 521) - 87,7%.

В рамках данного экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ объемов и доли субсидий на реализацию программ развития преобразованных муниципальных образований в общем объеме субсидий, полученных преобразованными муниципальными образованиями-объектами экспертно-аналитического мероприятия, а также в общем объеме налоговых и неналоговых доходов указанных муниципальных образований. Проведенный анализ не установил общих тенденций по объему и доле субсидий на реализацию программ развития преобразованных муниципальных образований как в общем объеме субсидий, так и в объеме налоговых и неналоговых доходов.

При анализе использования средств субсидии на реализацию преобразованных муниципальных образований, выделенных из бюджета Пермского края, было выявлено, что за период 2020-2021 гг. реализованы и запланированы на 2022 г. мероприятия в основном в сферах жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, по ремонту объектов социальной сферы.

Так, в Верещагинском ГО в 2020-2021 гг. проведены мероприятия и запланированы на 2022 г. в целом в отношении 41 объекта (12 объектов в 2020 г., 17 объектов в 2021 г. и 12 объектов на 2022 г.):

- в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен ремонт сетей водоснабжения, канализации, очистных сооружений, артезианских скважин (всего за 3 года 16 объектов);

- в сфере благоустройства проведено устройство ограждений в парках, строительство спортивной площадки, устройство тротуаров, ремонт сцены в парке, ремонт сетей наружного освещения; запланировано установка скамеек в парке (всего за 3 года 18 объектов);

- отремонтированы 6 объектов социальной сферы и 1 объект запланирован на 2022 год.

В Добрянском ГО в 2020-2021 гг. проведены мероприятия и запланированы на 2022 г. в целом в отношении 81 объекта (26 объектов в 2020 г., 31 объект в 2021 г. и 24 объектов на 2022 г.):

- в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен ремонт сетей водоснабжения, скважин, приобретена коммунальная техника, приобретен тепловой комплекс для учреждения (всего за 3 года18 объектов);

- в сфере благоустройства обустроены спортивные и детские площадки, скверы, проведен ремонт сетей наружного освещения (всего за 3 года 36 объектов);

- отремонтирован 21 объект социальной сферы и 6 объектов запланированы к ремонту на 2022 год.

В Ординском МО в 2020-2021 гг. проведены мероприятия и запланированы на 2022 г. в целом в отношении 25 объектов (9 объектов в 2020 г., 8 объектов в 2021 г. и 8 объектов на 2022 г.):

- в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен ремонт сетей водоснабжения, приобретена коммунальная техника (всего за 3 года 9 объектов);

- в сфере благоустройства обустроены скверы, спортивные и детские площадки, аллея, восстановлен памятник, проведен ремонт сетей наружного освещения; запланировано устройство тротуара (всего за 3 года 14 объектов);

- отремонтированы 2 объект социальной сферы.

В Чернушинском ГО в 2020-2021 гг. проведены мероприятия
и запланированы на 2022 г. в целом в отношении 83 объекта (35 объектов в 2020 г., 18 объектов в 2021 г. и 30 объектов на 2022 г.):

- в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен ремонт трубопровода отопления, приобретена коммунальная техника (всего за 3 года 16 объектов);

- в сфере благоустройства проведен ремонт сетей наружного освещения, запланировано обустройство спортивных площадок, ремонт сетей наружного освещения (всего за 3 года 5 объектов);

- отремонтированы 39 объектов социальной сферы и 22 объекта запланированы к ремонту на 2022 год.

По компенсации выпадающих доходов бюджета преобразованного муниципального образования отметим, что изначально изменение налоговых доходов местных бюджетов при преобразовании муниципального образования из муниципального района в городской округ было связано с различными нормативами, установленными Законом о бюджетном процессе в Пермском крае[2] по налогу на доходы физических лиц: для муниципальных районов – 22%, для городских округов 17%.

Компенсация выпадающих доходов осуществлялась с первого года исполнения единого бюджета преобразованного муниципального образования и до очередного финансового года, в котором объем налогового потенциала по налогу превысит объем налогового потенциала года, предшествующего году, на который впервые сформирован единый бюджет преобразованного муниципального образования (далее - базисный год).

Для городских округов, образованных в результате процедур преобразования, прошедших ранее (г. Губаха и Лысьвенский городской округ), компенсация выпадающих доходов рассчитывалась, начиная с 2017 года, принимая за базисный 2014 год.

Объем компенсации выпадающих доходов утверждался Законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период и предоставлялся бюджетам преобразованных муниципальных образований в форме иных межбюджетных трансфертов, имеющих нецелевой характер.

С внесением изменений в Закон о бюджетном процессе в Пермском крае[3], установлены нормативы отчислений от НДФЛ, при которых не происходит снижение налоговых доходов местных бюджетов при преобразовании района в округ: для муниципальных районов – 17%, для муниципальных округов, городских округов – 18%. В связи с чем компенсация выпадающих доходов как мера господдержки преобразованных муниципальных образований исключена из Закона № 191-ПК.

По выплате денежного пособия лицам, замещавшим отдельные муниципальные должности, должности муниципальной службы, объемы расходов краевого бюджета составили:

- в 2018 году – 4 020,6 тыс. рублей (80,4% от плана) 30 получателям;

- в 2019 году – 30 460,1 тыс. рублей (83,2% от плана) 73 получателям;

- в 2020 году – 60 650,5 тыс. рублей (83,1% от плана) 172 получателям;

- в 2021 году – 25 164,2 тыс. рублей (72,2% от плана) 123 получателям;

- в 1 квартале 2022 года – 3 057,5 тыс. рублей (24,9% от плана)
27 получателям[4].

[2] Статья 7 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае»

[3]Закон Пермского края от 30.09.2019 № 440-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермского края»

[4] Количество получателей указано в соответствии с информацией, представленной Министерством территориального развития Пермского края письмом от 16.06.2022 № СЭД-53-01.07-14 исх. «О предоставлении информации»

Реализация мер государственной поддержки бюджетам преобразованных муниципальных образований из бюджета Пермского края осуществляется в рамках государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий»[5] подпрограммы 4 «Эффективное государственное и муниципальное управление». Задачи подпрограммы: формирование эффективной кадровой муниципальной политики; стимулирование глав муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов к достижению наиболее результативных значений показателей управленческой деятельности; оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований.

Целевым показателем подпрограммы установлен показатель «Доля инвестиций в бюджетах муниципальных образований» (далее – показатель). При этом из всех утвержденных в рамках данной подпрограммы мероприятий, инвестиционная составляющая характерна только для мероприятия «Финансовое обеспечение в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований в Пермском крае».

Согласно Приказу Минтера ПК[6] показатель рассчитывается как соотношение расходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских (муниципальных) округов на осуществление бюджетных инвестиций по капитальным вложениям в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за отчетный финансовый год к объему расходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских (муниципальных) округов за отчетный финансовый год (без учета расходов, произведенных за счет субвенций из вышестоящих бюджетов). Плановые и фактические значения показателя представлены в следующей таблице:

[5] Постановление Правительства Пермского края от 01.10.2013 № 1305-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий».

[6] Приказ Министерства территориального развития Пермского края от 06.10.2017 № СЭД-53-03.17-215 (ред. от 17.11.2021) «Об утверждении Методики расчета фактических значений целевых показателей государственной программы, показателей подпрограмм государственной программы и показателей непосредственного результата основных мероприятий государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий».

exp_a_2_12_2022

С 2018 г. по 2020 г. плановое значение показателя возрастает, в последующие периоды остается на одном уровне – 15%/не менее 15%.

В анализируемом периоде плановые значения показателя достигнуты.

Вместе с тем отмечаем, что за период с 2018 г. по 2021 г. в целом объем межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований увеличился на 16 151,5 млн. рублей, или на 30,9%, в том числе и по другим направлениям расходов, где также содержится инвестиционная составляющая.

В связи с чем считаем некорректным результативность рассматриваемого мероприятия оценивать по данному показателю.

В части муниципальных образований, являющихся объектами экспертно-аналитического мероприятия, отмечено, что значительный рост доли расходов, направляемых на капитальные вложения в период после преобразования (с 2020 г.) по сравнению с периодом до преобразования (2018 г. и 2019 г.), отмечается только у одного муниципального образования – Добрянского ГО, что, в том числе, связано с предоставлением данному муниципальному образованию бюджетных ассигнований на инвестиционный проект «Районный культурно-досуговый центр в г.Добрянке Пермского края» (в 2020 г.: план – 421 512,4 тыс. рублей, факт – 274 314,5 тыс. рублей, в 2021 г. (включая остатки 2020 г.): план – 344 895,8 тыс. рублей, факт – 272 411,7 тыс. рублей, в 2022 г. (включая остатки 2021 г.): план – 137 390,8 тыс. рублей, факт на 27.07.2022 – 136 480,9 тыс. рублей).

По Верещагинскому ГО и Ординскому МО отмечается ежегодная тенденция к уменьшению доли инвестиций: по Верещагинскому ГО – с 16,5% в 2018 году до 8,8% в 2021 году; по Ординскому МО с 27,1% до 3,4% в 2022 году. По Чернушинскому ГО доля инвестиций в 2019 и 2020 гг. значительно снизилась по сравнению с 2018 годом; в 2021 году немного превысила уровень 2018 года, составив 18,5%; на 2022 год по плановым бюджетным ассигнованиям доля расходов на капитальные вложения составит 34,7%.

При этом достижение планового целевого показателя в 2018 году отмечается у 3 из 4 муниципальных образований – более 10,5% составила доля расходов на капитальные вложения у Верещагинского ГО, Ординского МО, Чернушинского ГО, в 2019 году – у 1 из 4 муниципальных образований – Ординского МО (более 11%), в 2020 году – у 2 из 4 муниципальных образований – Добрянского ГО и Ординского МО (более 15%), в 2021 году – у 2 из 4 муниципальных образований – Добрянского ГО и Чернушинского ГО (более 15%). По бюджетным ассигнованиям на 2022 год достижение планового показателя в размере 15% предусматривается по 3 из 4 анализируемых муниципальных образований – Верещагинский ГО (36,7%), Добрянский ГО (16,1%) и Чернушинский ГО (34,7%).

Таким образом, из 4 анализируемых муниципальных образований в течение 4-х лет доля фактически произведенных расходов на капитальные вложения увеличилась после преобразования лишь у одного – Добрянского ГО, причем в связи с получением дополнительных средств из бюджета края.

В связи с этим можно сделать вывод, что по анализируемым муниципальным образованиям мероприятия, предусмотренные краевым законодательством в рамках финансирования в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований, не повлияли на увеличение доли инвестиционных расходов.

Рассматривая оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края отметим, что одним из аргументов в пользу укрупнения муниципальных образований
в Пермском крае указывалось сокращение расходов на содержание аппарата управления.

Информация о расходах и численности работников органов местного самоуправления за 2018-2021 гг. проанализирована на основании формы 14-МО «Отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления», утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2017 № 259н[7] и размещенной в системах СКИФ (до 2020) и СКО (за 2021 год).

Анализ изменения численности муниципальных служащих органов местного самоуправления показал, что:

- численность работников органов местного самоуправления по утвержденному штатному расписанию сократилась в целом в преобразованных муниципальных образованиях на 2 712,6 человек (на 33,7%), при этом из 38 муниципальных образований численность сотрудников органов местного самоуправления снизилась в 35 муниципальных образованиях, увеличилась - в 2 муниципальных образованиях (Очерский городской округ и Сивинский муниципальный округ), не изменилась - в 1 муниципальном образовании (Частинский муниципальный округ);

- тенденция сокращения численности работников у абсолютного большинства преобразованных территорий наблюдается и до периода
их преобразования, т.е. сокращение происходит независимо от процессов преобразования.

Наибольшее сокращение штатной численности сотрудников наблюдается
в Кунгурском муниципальном округе (на 228,5 шт.ед., или 43,5%), Бардымском муниципальном округе (на 171 шт.ед., или 68,1%), Чернушинском городском округе (на 137,8 шт.ед., или 42,4%), Косинском муниципальном округе (на 136,4 шт.ед., или 61,9%), Краснокамском городском округе (на 132,8 шт.ед., или 40,6%), Октябрьском городском округе (на 119,7 шт.ед., или 47,8%).

Наименьшее сокращение - в Кишертском муниципальном округе (на 21,8 шт.ед., или 21,5%), Куединском муниципальном округе (на 34,0 шт.ед., или 19,9%), Гремячинском городском округе (34,3 шт.ед., или 27,4%), Юрлинском муниципальном округе (35,0 шт.ед., или 31,5%).

Одновременно с сокращением штатной численности сотрудников происходит сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления.

В 2021 году по отношению к периоду, предшествующему преобразованию муниципального образования, расходы на содержание органов местного самоуправления в целом по преобразованным муниципальным образованиям сократились на 548 488,0 тыс. рублей, или на 13,5%.

По состоянию на 01.01.2022 из 38 преобразованных муниципальных образований уменьшились расходы на содержание органов местного самоуправления у 31 муниципального образования. Наибольшее снижение расходов наблюдется у Косинского муниципального округа (на 39,5%, или на 28 407,0 тыс. рублей), Кунгурского муниципального округа (на 35,0%, или на 95 498,0 тыс. рублей), Октябрьского городского округа (на 33,8%, или на 40 645,0 тыс. рублей), Гайнского муниципального округа (на 33,3%, или на 26 280,0 тыс. рублей). Наименьшее снижение расходов у Оханского городского округа (на 2,6%, или на 1 627,0 тыс. рублей), Карагайского муниципального округа (на 4,5%, или на 3 376,0 тыс. рублей), Кудымкарского муниципального округа (на 6,2%, или на 9 717,0 тыс. рублей).

У 7 преобразованных муниципальных образований наблюдается рост расходов на содержание органов местного самоуправления: Сивинский муниципальный округ (на 20,4%), Частинский муниципальный округ (на 19,4%), Очерский городской округ (на 18,8%), Горнозаводский городской округ (на 10,3%), Куединский муниципальный округ (на 5,4%), городской округ Березники (на 2,7%), Суксунский городской округ (на 0,3%).

Анализ изменений расходов показывает, что у подавляющего большинства преобразованных муниципальных образований расходы на содержание органов местного самоуправления уменьшились в первый год исполнения единого бюджета, но уже в следующем году отмечается рост расходов, который по отдельным муниципальным образованиям в 2021 году достиг или превысил уровень до преобразования (городской округ Березники, Горнозаводский городской округ, Суксунский городской округ, Очерский городской округ).
По ряду территорий расходы на содержание органов местного самоуправления после преобразования не снизились ни в первый год исполнения единого бюджета, ни в последующие периоды (Березовский муниципальный округ, Косинский муниципальный округ, Суксунский городской округ, Ильинский городской округ, Очерский городской округ, Куединский муниципальный округ, Сивинский муниципальный округ, Частинский муниципальный округ).

В соответствии с законами субъекта, регулирующими преобразовательные процессы, в структуре администрации вновь образованного муниципального образования, создается территориальный орган, на который возлагается осуществление части функций местных администраций муниципальных образований, утративших статус муниципальных образований.

Анализ структур указанных администраций показал, что преимущественно во всех преобразованных территориях созданы территориальные органы (управления и/или отделы). Исключение составляют Краснокамский, Соликамский городские округа, Кишертский, Кунгурский муниципальные округа.

Структура, полномочия и территориальная подведомственность указанных органов определяются положениями, утвержденными постановлениями администраций вновь образованных муниципальных образований.

Территориальные органы в Верещагинском, Добрянском, Чернушинском городских округах не наделены статусом юридического лица. Территориальное управление администрации Ординского муниципального округа Пермского края учреждено с правом юридического лица в форме муниципального казенного учреждения (Решение Думы Ординского муниципального округа Пермского края от 23.12.2019 № 57).

Законами Пермского края, регламентирующими создание преобразованных муниципальных образований, предусмотрено, что основной целью преобразования является «ускорение социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения».

Для оценки достижения заявленной цели проведен анализ по отдельным статистическим показателям, характеризующим динамику социально-экономического положения, по 4 территориям, образованным в 2019 году – объектам экспертно-аналитического мероприятия.

По результатам анализа отмечено снижение численности населения и среднесписочной численности работников за период 2017-2020 гг., что характерно для большинства муниципальных образований Пермского края.

Ряд показателей (заработная плата, объем инвестиций в основной капитал, ввод в действие жилых домов) в целом имеют положительную динамику.

По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Министерству территориального развития Пермского края предложено:

1) продолжить взаимодействие с органами местного самоуправления
и оказание методической помощи в части завершения ликвидационных процессов в отношении Кизеловского, Александровского, Кунгурского, Большесосновского районов. Проинформировать о завершении ликвидационных процессов КСП Пермского края;

2) рассмотреть вопрос об изменении показателя результативности подпрограммы «Эффективное государственное и муниципальное управление» государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий», поскольку значение показателя «доля инвестиций в бюджетах муниципальных образований» из всех мероприятий, включенных в данную подпрограмму, имеет определенную зависимость только от объемов предоставления субсидий на реализацию программ развития преобразованных муниципальных образований, которые имеют конечный срок предоставления (предоставляется в течение трех лет, начиная с первого года исполнения единого бюджета преобразованного муниципального образования)[8] и большинство муниципальных образований края закончат получать данную субсидию в текущем году.

[7] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2017 № 259н «Об утверждении форм отчетов о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов российской федерации, органов местного самоуправления».

[8] Закон Пермского края от 28.02.2018 №191-ПК «О финансовом обеспечении в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований в Пермском крае»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×