2.27 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий город
Добавлено: 30 сентября 2024
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 14 от 30.08.2024 г.
В соответствии с п. 2.27 Плана работы КСП Пермского края на 2024 год проведено экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Пермского края».
Исследуемый период деятельности: 2022 год – 1 квартал 2024 года.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края; Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
В результате проведённого экспертно-аналитического мероприятия установлено:
- Всего за период с 2022 г. по истекший период 2024 года (по состоянию на 01.04.2024) на территории Пермского края действовало 83 концессионных соглашения в сфере ЖКХ с общим объемом инвестиций 33 783,4 млн рублей, из них за счет внебюджетного финансирования – 29 355,4 млн рублей (или 86,9% от общего объема) и за счет бюджетного финансирования – 4 427,5 млн рублей (или 13,1%), при этом, почти 80% из них относятся к сфере теплоснабжения.
- Минэкономразвития ПК при осуществлении мониторинга реализации концессионных соглашений не обеспечена достоверность представленных концедентами сведений.
- В нарушение требований ч.3 ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ у каждого третьего органа местного самоуправления Пермского края не размещены на их официальном сайте перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
- В результате анализа целей и условий концессионных соглашений на соответствие Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» 19 концессионных соглашений (заключенных в 2021-2023 гг.) установлено следующее:
- обязательства по объему инвестиций не во всех концессионных соглашениях соразмерны (соответствуют) стоимости передаваемого имущества;
- инвестиции, исходя из срока реконструкции (создании) объекта, планируется осуществить в период не позднее первой трети срока заключения только по 4 концессионным соглашениям или в 21% случаев;
- не во всех концессионных соглашениях определены конкретные и соразмерные меры ответственности при неисполнении сторонами концессионного соглашения обязательств либо отсутствуют конкретные размеры штрафных санкций;
- практически во всех, а именно, в 18 концессионных соглашениях из 19 проанализированных, концессионер обязан предоставить информацию об исполнении концессионером обязательств, предусмотренных соглашением, но срок предоставления информации (ежегодно) указан лишь в 3 из них;
- выборочный анализ дополнительных соглашений к концессионным соглашениям показал, что отсутствуют нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ при внесении изменений в концессионные соглашения. - По результатам анализа соответствия предмета концессионных соглашений целям, установленным Федеральным законом № 115-ФЗ», выявлены случаи, когда в предмет соглашений и перечень мероприятий включаются текущий и капитальный ремонт имущества, что не соответствует целям, установленным ч.1 ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ. Это характерно для концессионных соглашений, заключенных муниципальными образованиями до 2021 года, а также для заключенных в нерегулируемой сфере деятельности без участия Пермского края в качестве третьей стороны.
- Анализ реализации 77 концессионных соглашений на соответствие первоначально установленным параметрам, предусмотренным документацией при заключении соглашений, показал следующее:
- долгосрочные параметры тарифного регулирования на каждый год реализации предусмотрены в 51 концессионном соглашении или в 66,2%, при этом по большинству из них (38 концессионным соглашениям) не происходит корректировка долгосрочных параметров тарифного регулирования, то есть изменения в части долгосрочных параметров тарифного регулирования внесены по 13 концессионным соглашениям;
- сроки реализации мероприятий не соблюдались по 20 концессионным соглашениям или 26%;
- обязательства по достижению целевых показателей соглашений выполняются (выборочно) выполняются частично. Так, по 4 концессионным соглашениям не достигнуты установленные на 2021-2023 годы плановые значения;
- не предусмотрены формы и сроки отчетности концессионера по 54 концессионным соглашениям;
- отчетность представляется в срок в полном объеме по 43 концессионным соглашениям. В публичном доступе годовые отчеты о реализации соглашения размещены по 31 концессионному соглашению, или 40,3%;
- акты о результатах контроля концедентом условий концессионного соглашения размещены на официальном сайте концедента по 70 концессионным соглашениям, при этом по 64 концессионным соглашениям размещены в сроки, установленные ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ.
По итогам проведения контрольного мероприятия подготовлены следующие предложения (рекомендации):
- Правительству Пермского края включить в порядок межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края при осуществлении контроля за исполнением концессионных соглашений, мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений и ведения реестров планируемых проектов по созданию и (или) реконструкции объектов концессионных соглашений и их использованию (эксплуатации), реализуемых концессионных соглашений, реализованных концессионных соглашений, утвержденный постановлением Правительства Пермского края
от 19.09.2017 № 766-п:
- дополнительные мероприятия для обеспечения размещения актуальной и достоверной информации о концессионных соглашениях в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ;
- рассмотреть вопрос о наделении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края функциями по контролю за исполнением целевых показателей, предусмотренных концессионными соглашениями; - Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края:
1) при проведении мониторинга реализации концессионных соглашений и установлении фактов не размещения информации на официальном сайте концедента, которая является обязательной для размещения в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ, направлять сведения в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет»;
2) результаты экспертно-аналитического мероприятия довести до глав муниципальных образований на Совете глав при губернаторе Пермского края.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено Заключение в адрес губернатора Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края, Счетную палату Российской Федерации.