2.20 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка организации деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществляющих функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета, кадрового учета (отдельных его направлений)
Добавлено: 25 декабря 2024
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 19 от 29.11.2024 г.
В соответствии с пунктом 2.20. плана работы Контрольно-счетной палаты Пермского края на 2024 год, в рамках реализации переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка организации деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществляющих функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета, кадрового учета (отдельных его направлений), формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности на основании соглашений с органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями».
Мероприятие проведено в муниципальных казенных учреждениях Кудымкарского, Юсьвинского, Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов, выполняющих функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета, кадрового учета (отдельных его направлений), формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности: «Центр бухгалтерского учета Кудымкарского муниципального округа Пермского края», «Единый учетный центр» Юсьвинского муниципального округа, «Центр бухгалтерского учета» Кочевского муниципального округа, «Центр бухгалтерского учета и отчетности Косинского муниципального округа», «Центр бухгалтерского учета п. Гайны» (далее – Центры, Централизованный бухгалтерии).
Исследуемый период: 2022 – 01.07.2024 гг.
По результатам оценки установлено следующее:
- Правовой основой образования Центров бухгалтерского учета, как органов, осуществляющих централизованные полномочия по ведению учета и формированию отчетности, являются Бюджетный Кодекс РФ, Закон «О бухгалтерском учете» и постановление Правительства РФ от 27.12.2019 №1890, устанавливающее Общие требования к передаче полномочий. Централизованные бухгалтерии созданы в форме казенных муниципальных учреждений в соответствии с вопросами местного значения муниципальных округов, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом РФ «О некоммерческих организациях».
- В соответствии с положениями, установленными ст.158 БК РФ, утвержденными главными распорядителями средств местных бюджетов перечнями получателей бюджетных средств, предусмотрена подведомственность созданных Центров бухгалтерского учета финансовым органам Муниципальных округов. Исключение составляет ЦБУ Гайнского МО, подведомственность которого определена за Администрацией Гайнского МО, что не обеспечивает соблюдение ст. 264.1 БК РФ и п. «д» пункта 3 Общих требований.
- Решения о передаче централизуемых полномочий приняты администрациями МО в форме муниципальных правовых актов, утверждающих планы мероприятий по централизации бухгалтерского (бюджетного), налогового, статистического учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности и составления отчетности и график перевода на централизованное ведение бухгалтерского (бюджетного), налогового, статистического учета и отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений МО с указанием Центров бухгалтерского учета уполномоченными организациями. В соответствии с Уставами Центров, данные учреждения созданы с целью централизованного ведения бухгалтерского учета, кадрового учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных) согласно заключенным договорам (соглашениям) на обслуживание и осуществление иных сопутствующих функций.
- В целях осуществления функций ЦБУ заключены соглашения с казенными и бюджетными учреждениями муниципальных округов на оказание услуг по ведению бухгалтерского (бюджетного), статистического, налогового учета, отчетности и планирования. В исследуемый период количество учреждений, с которыми подписаны требуемые соглашения на оказание услуг по выполнению централизованных полномочий сократилось с 148 (2022 г.) до 129 (2024 г.).
- Согласно Уставам Центров, структура и штатное количество единиц учреждения устанавливается в зависимости от объема и сложности учетно-отчетных работ, учетно-контрольных функций, условий и уровня автоматизации этих работ. При этом, показатели, на основании которых должна быть определена штатная численность работников ЦБУ по указанным в Уставах исходным факторам, не установлены.
Уставы Централизованных бухгалтерий недостаточно регулируют вопросы, связанные с определением органа, уполномоченного на установление структуры и штатной численности учреждений, что повлекло утверждение структур распорядительными актами администрации или локальными актами учреждений, а также формирование штатных расписаний в условиях отсутствия утвержденных структур и численности. При установлении организационной структуры Централизованных бухгалтерий применены различные подходы к распределению обязанностей между работниками: исходя из выполнения функций в учреждениях, сгруппированных по отраслевому признаку; по признаку содержания выполняемых операций; определение функций в должностных регламентах без привязки к типу учреждений и выполняемым операциям. - Утвержденные приказами директоров отдельных ЦБУ штатные расписания имеют недостатки, выразившиеся в отсутствии структурирования штатных единиц по подразделениям и источникам финансового обеспечения их деятельности.
Общая штатная численность работников централизованных бухгалтерий по состоянию на 01.01.2022 составляла 276,2 штатных единиц, на 01.07.2024 – 211,34 штатных единиц. Значительная доля работников Централизованных бухгалтерий с высшим образованием (67,9 %) и большим стажем работы (58,7 %) свидетельствует о высоком уровне квалификации кадров, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета в Центрах МО. - В соответствии со ст. 158 БК РФ главными распорядителями бюджетных средств муниципальных округов, за исключением Управления финансов Юсьвинского МО, в подведомственности которых состоят централизованные бухгалтерии, установлены порядки утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями. Вместе с тем, Уставы Централизованных бухгалтерий Косинского и Кочевского МО также содержат нормы о порядке утверждения бюджетных смет учреждений.
Общий объем бюджетных ассигнований, утвержденных на обеспечение деятельности Центров бухгалтерского учета МО на 2022-2024 г. предусмотрен в бюджетах муниципальных округов в сумме 385 872,3 тыс. рублей, кассовые расходы на содержание данных учреждений за 2022-01.07.2024 составили 311 738,2 тыс. рублей. Удельный вес расходов, обеспечиваемых за счет средств местного бюджета, составил в 2022 г. – 63,7 %, в 2023 г. – 70,6 %, в 2024 г. – 69,8 %, что свидетельствует о перераспределении в исследуемый период финансовой нагрузки по обеспечению деятельности централизованных бухгалтерий на местный бюджет. - Системы оплаты труда, включая размеры должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, установлены в исследуемом периоде Положениями о системе оплаты труда, утвержденными муниципальными правовыми актами. Утвержденными Положениями об оплате труда применен различный подход муниципальных образований к формированию перечней должностей ЦБУ; в Положениях отдельных муниципальных округов отражены должности, отсутствующие в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», что не обеспечивает соблюдение ст.144 ТК РФ.
Положения об оплате труда имеют, в основном, идентичное содержание, при установлении отдельных отличительных особенностей по установлению состава выплат компенсационного характера, размера стимулирующих выплат и количества должностных окладов, применяемого при формировании годовых фондов оплаты труда. В нарушение ст. 145 ТК РФ учредителями не установлен предельный уровень соотношения заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников ЦБУ Кудымкарского, Юсьвинского и Косинского МО. - Утвержденные в штатных расписаниях отдельных Центров наименования должностей, а также должностные оклады не в полной мере соответствуют Положениям об оплате труда. При определении и утверждении в бюджетных сметах годовых фондов оплаты труда работников отдельных централизованных бухгалтерий не обеспечено в полном объеме соблюдение утвержденных Положений об оплате труда, что повлекло завышение (занижение) плановых показателей.
Удельный вес расходов на оплату труда в расходах учреждений 2022-01.07.2024 составил 95,6 %, иных затрат – 4,4 %. - При отнесенном Уставами ЦБУ, за исключением ЦБУ Юсьвинского МО, к компетенции коллегиального органа управления учреждением принятии решений по ряду вопросов, регулирующих трудовые отношения, включая утверждение правил внутреннего трудового распорядка, - требуемые решения Общего собрания работников отсутствуют.
- Размер материальных затрат в год на одного фактически работающего человека (исходя из среднесписочной численности работников) составил в среднем 23 343 рублей в 2022 г., 32 031 рублей – в 2023 г. и 35 756 рублей – плановые назначения 2024 г.
В структуре иных затрат наибольший удельный вес занимают расходы на закупку товаров, работ и услуг (62,3 %) и коммунальные услуги 28,9 %. - Оценка усредненных показателей, отражающих виды и объемы выполняемых работниками централизованных бухгалтерий объемов работ, свидетельствует о неравномерном распределении нагрузки на работников, обслуживающих образовательные и иные организации, что обусловлено установлением штатной численности в условиях действующих ограничений в использовании единой субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий в сфере образования.
- При выполнении централизованных полномочий отдельными Центрами бухгалтерского учета не обеспечено в полном объеме соблюдение требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию бюджетных смет и составлению отчетности муниципальных учреждений.
По итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия подготовлены следующие предложения (рекомендации):
Органам местного самоуправления муниципальных округов, выполняющих функции и полномочия учредителей Централизованных бухгалтерий:
- внести изменения в Положения об оплате труда работников централизованных бухгалтерий в части приведения перечня должностей в соответствие с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
- определить в Уставах учреждений орган, уполномоченный на установление структуры и штатной численности учреждений;
- определить показатели, подлежащие применению согласно Уставам учреждений при установлении штатной численности работников Центров бухгалтерского учета, характеризующие объем и сложность учетно-отчетных работ, учетно-контрольных функций, условия и уровень их автоматизации;
- установить предельный уровень соотношения заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников Централизованных бухгалтерий;
- обеспечить соблюдение установленной федеральным законодательством подведомственности за финансовым органом муниципального округа;
- принять требуемые порядки утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями при устранении недостатков, содержащиеся в Уставах Централизованных бухгалтерий;
- обеспечить утверждение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности централизованных бухгалтерий на 2025 год и плановый период 2026-2027 гг. в объемах, определенных в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами.
Руководителям Центров бухгалтерского учета:
- внести изменения в штатные расписания учреждений в части приведения перечней должностей и должностных окладов в соответствие с Положениями об оплате труда, а также структурирования штатных единиц по подразделениям и источникам финансового обеспечения их деятельности;
- организовать работу коллегиального органа управления учреждением в части реализации установленных Уставами компетенций по принятию требуемых решений, регламентирующих деятельность Централизованной бухгалтерии;
- рассмотреть целесообразность установления в составе критериев оценки деятельности работников централизованных бухгалтерий, используемых при определении и назначении премий по итогам работы за отчётный период, показатель, учитывающий отсутствие фактов несоблюдения установленных действующим законодательством требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности.