2.13 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ формирования и реализации программы «Комфортный край»
Добавлено: 16 апреля 2024
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 3 от 28.03.2024 г.
В соответствии с п. 2.13 плана работы КСП Пермского края на 2024 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ формирования и реализации программы «Комфортный край».
Программа «Комфортный край» (далее – Программа, Программа «Комфортный край») - документ, включающий приоритетные проекты, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан на территории муниципальных образований, в разрезе муниципальных образований, сроков и объемов финансирования за счет субсидии из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований (далее – МО) на софинансирование мероприятий приоритетных проектов Программы «Комфортный край».
Программа утверждена постановлением Правительства Пермского края от 15.02.2023 № 122-п. Реализация Программы «Комфортный край» предусмотрена с 2023 г.
Целью Программы является создание комфортных условий проживания граждан и совершенствование системы комплексного благоустройства на территории муниципальных образований. По Программе реализуется 7 проектов: «Школьный двор», «Новый клуб», «Культурная реновация», «Наша улица» «Школьная остановка», «Качественное водоснабжение», «Строительство крытых ледовых объектов, в том числе быстровозводимых».
Объединение мероприятий в Программу «Комфортный край» обусловлено в т.ч. приостановлением действия статей Закона Пермского края «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края» (далее – Единой субсидии).
На реализацию Программы (регионального проекта) «Комфортный край» предусмотрено в 2023 г. 1 066,5 млн.рублей, в 2024 г. 3 926,7 млн.рублей, в 2025 г. 3 603,1 млн.рублей. В 2023 г. финансировалось 3 проекта «Школьный двор», «Культурная реновация», «Наша улица». Фактическое финансирование из краевого бюджета составило 99,9%, освоение органами местного самоуправления направленных в муниципальные образования субсидий составило 88,0%.
По результатам мероприятия отмечается следующее.
- Включение отраслевых мероприятий в Программу «Комфортный край» не позволяет в полной мере соблюсти программно-целевой подход формирования бюджета, предусматривающий увязку задач, ресурсов, исполнителей и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Пермского края.
Показатели реализации Программы (регионального проекта) «Комфортный край» в госпрограмме «Региональная политика и развитие территорий» (в 2023 г. - «Доля реализованных мероприятий программы «Комфортный край», с 2024 г. - «Доля жителей, проживающих в населенных пунктах Пермского края, в которых реализованы мероприятия проекта, от общего количества жителей Пермского края») свидетельствуют о количестве реализованных проектов и не отражают социально-экономический или иной общественно значимый эффект от реализации программы, специфику развития конкретной сферы деятельности (требование п. 1.2., п.3.6 Постановления № 746-п, п. 2.4 Постановления № 835-п), например, степень улучшения комфортности проживания, увеличение обеспеченности объектами социальной, коммунальной инфраструктуры, посещаемость учреждений и т.п.
Правила отнесения мероприятий разной отраслевой направленности к Программе «Комфортный край» не определены; отсутствует единообразный, системный подход по включению мероприятий, объектов в Программу. - Программа «Комфортный край» не согласуется с региональным проектом «Комфортный край» в части перечня проектов, сроков реализации.
- В госпрограмме «Региональная политика и развитие территорий» в разделе «Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пермского края», указано, что «Программа «Комфортный край» разработана по итогам анализа комплексных планов развития территорий, которые утверждены в 2022 году в рамках стратегического планирования и целеполагания в каждом муниципальном образовании Пермского края до 2030 года».
Комплексные планы развития муниципальных образований документами стратегического планирования не являются и не содержат подтверждения их разработки на основании документов стратегического планирования соответствующего муниципального образования. Нормативно-правовая база по ним не создана, отсутствуют утвержденные методические рекомендации по их разработке.
Положения госпрограммы «Региональная политика и развитие территорий» о том, что Программа «Комфортный край» разработана и утверждена на основе анализа комплексных планов развития, не подтверждаются в полном объеме. - Общий объем субсидий на реализацию Программы «Комфортный край» при формировании бюджета на 2023 – 2025 гг. не был подтвержден расчетами. В связи с этим при формировании бюджета на 2024 – 2026 гг. включены все заявки, соответствующие требованиям Порядков предоставления субсидий, в т.ч. с нулевыми баллами, и сформированы резервы (на удорожание строительства домов культуры (на 2024 г. - 197,6 млн.рублей, на 2025 г. – 194,3 млн.рублей) и на новые направления Программы (в 2024 г. 58,8 млн.рублей).
Распределение средств, предусмотренных в Законе о бюджете на Программу «Комфортный край», осуществляется по 6 проектам. Бюджетные ассигнования на проект «Строительство крытых ледовых объектов, в том числе быстровозводимых» и на направление «Реализация мероприятий комплексных планов развития муниципальных образований территорий Верхнекамья» предусмотрены сверх объема, распределяемого Методикой распределения бюджетных ассигнований между проектами. - При проведении отбора проектов для финансирования установлены нарушения:
5.1. при первой заявочной кампании (на 2023 г.):
- субсидии распределены не только на 2023, но и на 2024 г., вместо их отклонения по результатам проведенного конкурса (требование п. 4.11 Порядков проведения конкурсных отборов по проектам);
- объем субсидий по проектам «Наша улица» и «Культурная реновация», утвержденный протоколами заседания конкурсной комиссии, не соответствует объему, рассчитанному в соответствии с Методикой распределения бюджетных ассигнований между проектами (требование п. 6 Методики распределения бюджетных ассигнований между проектами);
- не соблюден порядок проведения конкурсного отбора в отношении заявок Бардымского МО по проекту «Наша улица», отобранных для финансирования в 2023 г. с меньшими баллами (требование п. 4.4. Порядков проведения конкурсных отборов по проекту «Наша улица»).
5.2. при второй заявочной компании расчет объемов бюджетных ассигнований на 2024 г. осуществлен не от объема средств, предусмотренного Законом о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (требование пунктов 6, 8 Методики распределения бюджетных ассигнований между проектами), а от объема средств в сводной бюджетной росписи. - Установлена несогласованность Порядка № 17-п, Постановления № 122 - п и Порядка № 921-п в части формирования Программы «Комфортный край» по итогам конкурсных процедур (требование п. 5.1. Порядка № 17-п): МО, где предусмотрено строительство крытых ледовых объектов, определены без конкурсных процедур.
- Вычленение отраслевых проектов из государственных программ ведет к дополнительным организационным и бюрократическим издержкам.
- Показатель непосредственного результата мероприятия «Реализация программы Комфортный край» госпрограммы «Региональная политика и развитие территорий» в 2023 г. «Доля реализованных мероприятий программы Комфортный край» не достигнут: при плане 94% фактически достигнуто 84,4%.
Целевые показатели реализации Программы «Комфортный край» по проекту «Школьный двор» достигнуты на 80,9%, проекту «Культурная реновация» - на 91,3%, проекту «Наша улица» - на 86,5%.
По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия подготовлены предложения (рекомендации) Правительству Пермского края:
- В целях обеспечения программно-целевого подхода к формированию и исполнению бюджета, предусматривающего увязку задач, ресурсов, исполнителей для наиболее эффективного достижения целей и решения задач социально-экономического развития Пермского края, предусмотреть предоставление субсидий, реализуемых в рамках Программы (проекта) «Комфортный край», в соответствующих отраслевых государственных программах.
- Устранить несогласованность положений нормативно-правовых актов, указанных в заключении.