2.12 | Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка расходов на финансирование строительства (реконструкции) объектов автодорожной отрасли регионального и местного значения за счет средств дорожного фонда Пермского края»
Добавлено: 23 августа 2024
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 9 от 28.06.2024 года.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии с Планом работы КСП Пермского края на 2024 год (п. 2.12), в ходе которого был проанализирован ход реализации мероприятий государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы», направленных на строительство (реконструкцию) объектов автодорожной отрасли регионального и местного значения за счет средств дорожного фонда Пермского края (далее – ДФ ПК) за период 2021-2023 года.
Фактические расходы ДФ ПК за 2021-2023 гг. составили 82 227,12 млн. рублей (98,7 % от плана). В среднем фактический объем средств ДФ ПК за трехлетний период составил 12,7 % от общих расходов бюджета Пермского края.
На протяжении последних лет годовой объем ДФ ПК формируется в размере, превышающем минимально допустимый объем. За 2021-2023 гг. в плановом объеме ДФ ПК дополнительно выделенные средства бюджета Пермского края составили 26 404,7 млн. рублей (или 35,4% от планового объема ДФ ПК).
Суммарный объем фактических расходов дорожных фондов муниципальных образований Пермского края за 2021-2023 гг. составил 40 006,1 млн. рублей (или 94 % от плана), в том числе за счет МБТ из краевого бюджета 17 524,6 млн. рублей (или 44 % в общем объеме). В среднем по всем МО фактический объем ДФ за трехлетний период составил 11,0 % от совокупных расходов местных бюджетов Пермского края, самый низкий удельный вес в объеме расходов местного бюджета имеет ДФ г. Кизел - 6 %, наибольший - ДФ Суксунский го - 15%.
Пермский край находится на 7 месте из 15 анализируемых субъектов Российской Федерации (Приволжский ФО и Свердловская область) по объему расходов консолидированного дорожного фонда за 2023 г. из расчета на 1 км автомобильных дорог общего пользования на территории субъекта, со значением 1 026,6 тыс. рублей на 1 км, наибольший объем сложился в Республике Татарстан – 2 462,1 тыс. рублей на 1 км, наименьший – 593,7 тыс. рублей на 1 км в Кировской области.
В период 2021-2023 гг. объем средств, фактически направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения за счет всех источников финансирования, составил 38 514,8 млн. рублей (в т.ч.: ФБ - 13,8%, ДФ ПК - 82,4%, бюджет ПК - 0,9%, внебюджетные средства - 2,9%), из них, на ПИР - 1 804,4 млн. рублей; на СМР - 36 273,2 млн. рублей; на строительный контроль - 77,6 млн. рублей.
За весь период построено 26,2 км/2858,5 п.м и реконструировано 26,4 км/334,7 п.м автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Введено в эксплуатацию десять объектов автодорожного строительства (далее – АДС) Пермского края общей протяженностью 48,19 км / 718,18 п.м, из них по трем объектам осуществлялся поэтапный ввод в эксплуатацию участков автомобильных дорог в разные отчетные периоды. Ни один из построенных и реконструированных в 2021 - 2023 годах объект не реализован в первоначально утвержденные в Адресной инвестиционной программе Пермского края сроки.
По всем объектам АДС Пермского края в процессе реализации изменялись параметры инвестиционных проектов (наименование, протяженность, площадь, сроки, стоимость), увеличение сроков реализации составляет от 1 года до 7 лет, увеличение стоимости – от 42 % до 439 %. Минимальный срок реализации инвестиционного проекта составляет 3 года, по объекту «Реконструкция автомобильной дороги «Пермь Ильинский», «Пермь – Ильинский – Хохловка», максимальный – 23 года по объекту «Автомобильной дорога Кунгур - Соликамск, участок Березники - Соликамск, км 292+560-313+100» (из числа проектов по объектам АДС Пермского края, по которым в анализируемый период были фактически произведены расходы).
Протяженность фактически построенных и реконструированных объектов АДС Пермского края относительно 2021 г. уменьшилась в 2022 г. в 3,1 раза, в 2023 году - в 3,8 раза, протяженность построенных и реконструированных искусственных сооружений увеличилась в 2022 г. в 3,3 раза, в 2023 г. уменьшилась в 1,8 раз. При этом объем финансового обеспечения капитальных вложений в объекты АДС Пермского края за счет всех источников относительно 2021 года увеличился в 2022 г. в 2,5 раза, в 2023 году в 2,7 раз.
Всего за период 2021-2023 гг. из бюджета Пермского края осуществлено софинансирование мероприятий по 25 объектам АДС местного значения в объеме 2 405,4 млн. рублей (в т.ч. по 6 объектам на ПИР, по 12 объектам на реконструкцию и по 7 объектам на строительство), построено 4,556 км и реконструировано 22,39 км/ 29,6 п.м автомобильных дорог общего пользования местного значения при плане 2,69 км и 27,02 км/ 29,6 п.м соответственно.
За трехлетний период бюджетные инвестиции в объекты АДС местного значения осуществляли 11 МО, в т.ч.: 8 МО являлись получателями субсидий из краевого бюджета (Губахинский мо, городские округа: Пермский, Березниковский, Краснокамский, Соликамский, Чусовской, Нытвенский и Чердынский) и 3 МО без привлечения средств краевого бюджета (Лысьвенский и Чайковский городские округа, Пермский мо).
КСП Пермского края констатирует наличие положительной динамики по реализации Правительством Пермского края государственной политики на уровне региона при достижении целей, обозначенных в ГП «Развитие транспортной системы» в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации.
За период 2021-2023 гг.:
- происходит развитие сети автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения на территории Пермского края, - построено суммарно 30,733 км/2 858,548 п.м. дорог;
- повысилась безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах Пермского края, в 2023 году по сравнению с 2021 г. количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями снизилось на 38,9 %, а число раненных и погибших человек в таких ДТП сократилось на 42,4 % (или в 1,7 раз) и на 16,4% в 2023 году по сравнению с 2022 г;
- с целью устранения перегрузки дорожной сети Пермского края создаются новые транспортные развязки: ведется строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Углеуральской и Транссибирской магистрали в г.Перми; транспортной развязки в двух уровнях на пересечении с ул. Промышленной и ул. Оверятской и т.д.; реализуются капиталоемкие сложные инвестиционные проекты: ведется строительство автомобильной дороги «Переход ул. Старцева - пр. Октябрят - ул. Целинной»; «Переход ул. Строителей до ул. Стахановская» и т.д.
Пермский край занимает лидирующую позицию по доле бюджетных инвестиций в общем объеме расходов консолидированного дорожного фонда за 2023 г. - 48,4 %, значение доли по Приволжскому ФО и Свердловской области варьируется от 0% до 48,4%, средний процент объема средств, направленных на капитальные вложения в составе средств дорожного фонда составляет 12,52 %.
На сегодняшний день у МО существует потребность в реализации инвестиционных проектов в области автодорожного строительства.
Вместе с тем установлено, что наибольший объем средств ДФ МО ежегодно направляется на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения. В 29 муниципальных образованиях Пермского края расходов на содержание автомобильных дорог за трехлетний период превышает 80% от объема ДФ (в части муниципального бюджета), в 6 МО составляет от 70 % до 80%, в 5 МО – от 60% до 70 %, в Пермском муниципальном округе – 59,7%, в ЗАТО Звездный - 58 %, в г. Перми – 54 %. Таким образом, в большинстве МО на финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты капитального строительства автодорожной отрасли остается минимальный объем средств ДФ МО.
На протяжении последних лет в дорожно-строительной отрасли остро стоит проблема нехватки квалифицированных работников. Так, по прогнозу Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) к концу 2024 года в Российской Федерации нехватка кадров в строительстве может усилиться до 15 процентов от фактической численности задействованных в отрасли работников, а в настоящее время кадровый дефицит в дорожно-строительной отрасли оценивается в 11 процентов от текущей численности персонала. Нехватка работников наблюдается на фоне роста объемов строительных работ.
Установлена нехватка квалифицированных работников в учреждениях, которые являются муниципальными и государственными заказчиками дорожно-строительных работ:
из 43 ОМСУ только в 25 территориях подтвердили у работников, занимающихся приемкой выполненных дорожно-строительных работ и осуществляющих строительный контроль, наличие необходимого образования и соответствующую квалификацию, что также подтверждается количеством обращений МО в Минтранс ПК и ГБУ «УДП» за консультациями по вопросам, связанным с проверкой проектной документации, смет, подготовкой смет на ПИР, по вопросам предварительного обследование объектов;
на 17.05.2024 в КГБУ «УАДИТ» количество вакантных ставок должностей, в обязанности которых входит приемка выполненных дорожно-строительных работ, составляло 5 ед., в МКУ «УКС» Краснокамского городского округа - 1 ед., в МКУ Управление благоустройства Пермского муниципального округа по состоянию на 28 мая 2024 г. ожидались две вакантные ставки в связи с предстоящим увольнением двух сотрудников по собственному желанию;
наблюдается текучесть кадров, занимающихся приемкой выполненных дорожно-строительных работ, в МКУ «Пермблагоустройство» (г. Пермь) и в КГБУ «УАДИТ», более того, в МКУ «Пермблагоустройство» (г. Пермь) коэффициент текучести за 2023 год составил 57 % (уволилось 4 сотрудника при среднем количестве сотрудников 7 человек), что является крайне негативным фактом.
По результатам проведения мероприятия в адрес Министерства транспорта Пермского края направлено предложение осуществить оценку состояния, прогноз потребности трудовых ресурсов Пермского края в дорожно-строительной отрасли в рамках установленных полномочий, а также существующих мер, направленных на подготовку, привлечение и сохранение трудовых ресурсов в дорожно-строительной отрасли в Пермском крае. В случае выявления проблемных вопросов по результатам данной оценки сформировать предложения на рассмотрение Комиссии по трудовым ресурсам для экономики и социальной сферы Пермского края для координации деятельности по выработке согласованных решений, направленных на сохранение и развитие трудовых ресурсов Пермского края в дорожно-строительной отрасли.
Представления в адрес объектов мероприятия не направлялись.