Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ межбюджетных отношений в Пермском крае»
Согласно п. 2.14. плана работы КСП Пермского края на 2021 г., проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ межбюджетных отношений в Пермском крае» (заключение от 14.04.2021 № 1).
Основной целью межбюджетных отношений является создание условий для сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации с учетом возлагаемых на них функций и задач. Приоритетными направлениями государственной политики в сфере межбюджетных отношений, согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах (распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р), является поддержка субъектов Российской Федерации, в том числе повышение доходной базы и обеспечение устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также повышение прозрачности и предсказуемости планирования межбюджетных трансфертов.
В Пермском крае для регулирования межбюджетных отношений используются все возможные инструменты: установление дополнительных единых нормативов отчислений от налоговых и отдельных неналоговых доходов, предоставление межбюджетных трансфертов (далее – МБТ) (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, иных дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), замена дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от НДФЛ, предоставление бюджетных кредитов.
Общий объем МБТ, предусмотренный в бюджете Пермского края, за последние 3 года увеличился на 26,6% (с 57 191,7 млн.рублей в 2019 году (по факту) до 72 395,9 млн.рублей в 2021 году (по плану). В структуре расходов краевого бюджета доля МБТ занимает 35-40%.
Наибольшие объемы МБТ из бюджета Пермского края за последние 3 года направлялись на:
образование (ежегодно более половины общего объема МБТ: в 2019году – 52,8%, в 2021 году– 52,6%),
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ (в 2019 году составляли 17,4% от общего объема МБТ, в 2021 году - 16% от общего объема МБТ),
национальную экономику (в 2019 году - 8,9% в 2021 году - 14,3%),
жилищно-коммунальное хозяйство (в 2019 году - 10,3% в 2021 году - 10,1%),
социальную политику (в 2019 году - 7,1% в 2021 году - 3,9%).
Анализ исполнения расходов бюджета показал высокий уровень исполнения МБТ по дотациям и по субвенциям– около 100%; по целевым МБТ исполнение сложилось на уровне 81,6% в 2019 г. и 84,5% в 2020 г.
Значительный объем МБТ предоставляется городу Перми. Основные направления предоставления средств г.Перми связаны с развитием городского пространства, развитием транспортной инфраструктуры, расселением жилищного фонда.
Согласно Методическим рекомендациям по МБТ (письмо Минфина России от 29.11.2019 № 06-04-11/01/92859) принципы лучшей практики в сфере межбюджетных отношений предполагают преобладание в структуре межбюджетных трансфертов нецелевой финансовой помощи: т.е. доля средств, передаваемых в виде дополнительных нормативов отчислений и дотаций, должна превышать долю субсидий и иных МБТ. Анализ соотношения целевой и нецелевой финансовой помощи из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований показал, что доля целевой помощи, с учетом средств федерального бюджета, преобладает и увеличивается (52,6% в 2019 г., 58,3% в 2020 г.).
Анализ влияния изменения законодательства Пермского края в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в части изменения единых нормативов отчислений от НДФЛ, методики расчетов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских и муниципальных округов поселений, показал, что в доходы (в части НДФЛ и дотаций на выравнивание) увеличились в 44 из 46 ГО, МО, МР на 2 308,7 млн.рублей (9,4%). Наибольшее увеличение произошло в ГО Пермь, Пермском районе, ГО Лысьва, наименьшее – в МО Юрлинский, МО Сивинский, ГО Ильинский. Уменьшение доходов отмечается в ГО Верещагино, МО Гайнский, при этом согласно плановым доходам бюджетов данных МО на 2021 г. в Верещагинском ГО сумма планируемого объема НДФЛ и дотации превысит факт 2019 г., в Гайнском МО будет ниже факта 2019 г.
С МО, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (МО, ГО) из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ, заключаются соглашения, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района (МО, ГО) (далее – соглашения). Порядок, сроки заключения соглашений и требования к указанным соглашениям, а также меры ответственности за невыполнение соглашений установлены Постановлением Правительства ПК от 16.03.2007 № 31-п. Анализ обязательств, предусмотренных соглашениями, показал, что в случае невыполнения условий и обязательств, предусмотренных соглашениями, предусматриваются следующие меры ответственности:
- в случае превышения установленных Правительством ПК нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и (или) содержание органов местного самоуправления (за исключением муниципальных образований, участвующих в процессе преобразования в муниципальный или городской округ в отчетном финансовом году) - сокращение дотаций в размере суммы нарушения;
- в случае незаключения муниципальным образованием в установленный срок соглашения, непредоставления отчетности, невыполнения муниципальным образованием условий и обязательств, предусмотренных соглашением - меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам органов местного самоуправления.
КСП Пермского края отмечено, что меры дисциплинарной ответственности применимы в отношении муниципальных служащих, допустивших организационные нарушения (не направили в срок документы, направили не весь перечень документов), но не применимы, например, в отношении принятия и исполнения муниципальным образованием не предусмотренных законодательством обязательств, поскольку данные документы подписываются главами муниципальных образований.
В части предоставления субсидий бюджетам МО указано, что в нарушение ст. 139 БК РФ, п. 2.8 Правил формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края (постановление Правительства ПК от 21.10.2016 № 962-п) по ряду направлений субсидий в Порядках их предоставления отсутствуют требования об установлении условий софинансирования (Постановления Правительства ПК от 31.03.2017 № 187-п, от 24.12.2019 № 991-п).
Установлены случаи осуществления расходов на одни и те же направления как в форме субсидий на условиях софинансирования, так и в форме иных МБТ (без софинансирования), что указывает на отсутствие единообразного подхода при выборе видов МБТ (субсидия или иные МБТ) при финансировании расходных обязательств муниципальных образований.
Правительству Пермского края предложено обеспечить единый подход при выборе вида МБТ (субсидии либо иные МБТ) при направлении целевых межбюджетных трансфертов на одинаковые (подобные) направления.