Экспертно-аналитическое мероприятия «О ходе реализации постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16.08.2018 № 878 «Об утверждении Перечня объектов капитального строительства объектов общественной инфраструктуры Пермского края»
Заключение утверждено Коллегией Контрольно-счётной палаты Пермского края, протокол №16 от 18 декабря 2020 г.
В соответствии с пунктом 2.10. раздела 2[1] Плана работы КСП Пермского края на 2020 год КСП Пермского края проведено экспертно-аналитическое мероприятие «О ходе реализации постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16.08.2018 № 878 «Об утверждении Перечня объектов капитального строительства объектов общественной инфраструктуры Пермского края».
Целями экспертно-аналитического мероприятия являлись:
1) анализ регионального законодательства, регламентирующего осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства;
2) анализ реализации Перечня объектов капитального строительства объектов общественной инфраструктуры Пермского края, утверждённого Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.08.2018 № 878;
3) анализ Адресной инвестиционной программы Пермского края, утверждаемой постановлением Правительства Пермского края;
4) анализ федерального законодательства, регламентирующего осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.
Объектом мероприятия являлось - Министерство строительства Пермского края.
Исследуемый период: 2019 год.
В результате проведённого экспертно-аналитического мероприятия установлено:
Перечень объектов капитального строительства объектов общественной инфраструктуры Пермского края, утверждённый постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.08.2018 № 878, утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием постановления Законодательного Собрания Пермского края от 22.08.2019 № 1428.
В то же время, КСП Пермского края был проведен анализ Перечня объектов капитального строительства общественной инфраструктуры Пермского края, утверждённого постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.08.2018 № 878 (далее – Перечень).
В Перечень изменения вносились девять раз.
Изменения в Перечень вносились как в части необходимости корректировки технических характеристик объектов (производственной мощности объектов, этапы и сроки строительства, стоимость инвестиционных проектов), так и изменения наименования объектов, а также их общего количества.
В результате внесённых изменений, общее количество объектов, включенных первоначально в Перечень № 878, в 2019 году увеличилось с 53 до 73 объектов, или на 37,7%.
При проведении финансовой экспертизы проектов постановлений Законодательного Собрания Пермского края о внесении изменений в Перечень, КСП Пермского края было выявлено:
- отсутствие по вновь включаемым новым объектам проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета Пермского края;
- отсутствие по ряду объектов проектно-сметной документации, в связи с чем стоимость строительства (реконструкции) указывалась в Перечне как «оценочная», при этом, впоследствии фактические финансовые затраты Пермского края значительно отличались, как правило, в большую сторону, от стоимости объекта, указанного в Перечне.
В своих заключениях КСП Пермского края неоднократно отмечала, что изначально в Перечень включаются объекты, которые не готовы к строительству (реконструкции), то есть, при отсутствии утверждённой проектно-сметной документации, государственной экспертизы, без определения земельного участка, на котором будет осуществляться строительство и т.д.
Кроме того, КСП Пермского края также указывала на «затягивание» сроков строительства объектов, что влечёт за собой удорожание стоимости самого строительства (реконструкции)и приводит к дополнительным расходам бюджета Пермского края.
Затягивание сроков строительства приводит к увеличению остатков незавершенного строительства. Причинами затягивания сроков могут быть как ошибки государственных заказчиков объектов при составлении технического задания, так ошибки проектировщиков, которые выявляются в процессе возведения объектов строительства. Необходимость устранения выявленных ошибок (так как без их устранения дальнейшее строительство невозможно), соответственно, и приводит к увеличению срока реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с п. 5.7 Стандарта КСП Пермского края (СГА-1) «Подготовка, проведение и оформление результатов экспертно-аналитических мероприятий» по результатам проведения указанного мероприятия КСП Пермского края подготовлено Информационное письмо, которые было направлено в адрес Законодательного Собрания Пермского края.
[1] Раздел 2. Экспертно-аналитическая деятельность.