Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации мероприятий, направленных на достижение целей и целевых показателей, выполнение задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 17 от 25.12.2020.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии с п. 2.16. плана работы КСП Пермского края на 2020 год на объекте Министерство транспорта Пермского края (далее – Минтранс ПК или Министерство), в ходе которого осуществлены анализ организации проектной деятельности на уровне Пермского края и оценка соответствия утвержденных региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», требованиям и положениям, установленным в нормативно-методической базе Российской Федерации, а также проанализирован ход реализации региональных проектов за 2019 год.
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее- НП «БКАД») является продолжением приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», реализованного в 2017-2018 годах.
Всего в НП «БКАД» входит 4 федеральных проекта, мероприятия которых направлены на достижение целей и выполнение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В Пермском крае реализуется три региональных проекта, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов НП «БКАД»: это региональные проекты (далее – РП) «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения», разработанные в рамках соответствующих федеральных проектов.
Мероприятия региональных проектов НП «БКАД» Пермского края в основном направлены на достижение целей, заложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, на сохранение жизни и здоровья граждан, а также на улучшения качества дорожной сети.
В Пермском крае организация проектной деятельности осуществляется в соответствии с Указом губернатора Пермского края от 20.11.2014 № 196 «Об утверждении Положения по управлению «дорожными картами», проектами, программами и непроектными мероприятиями».
Структура управления региональными проектами утверждена распоряжением губернатора Пермского края от 28.02.2019 № 23-р «О реализации региональных проектов». В целом она соответствует структуре проектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Также распоряжением губернатора № 23-р утвержден перечень руководителей, администраторов и кураторов региональных проектов.
На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия Минтрансом ПК не исполнен п. 21 распоряжения губернатора Пермского края от 28.02.2019 № 23-р, ведомственный проектный офис в министерстве не сформирован.
В ходе анализа региональных проектов КСП Пермского края установлено следующее.
Цели РП «Дорожная сеть» и РП «БДД» в целом соответствуют целям федеральных проектов.
Паспортом РП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» не предусмотрено достижение цели федерального проекта «применения новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, принципов контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов», при этом установлены соответствующие целевые показатели «доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта Пермского края, предусматривающих использование новых технологий и материалов» и «доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта Пермского края, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла».
Показатели в паспортах всех региональных проектов (РП «Дорожная сеть», РП «Общесистемные меры развития ДХ» и РП «БДД») соответствуют показателям и целевым значениям, установленным федеральными проектами по Пермскому краю.
Паспорта региональных проектов «Дорожная сеть», РП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», включенные в государственную программу Пермского края «Развитие транспортной системы» не соответствуют паспортам региональных проектов НП «БКАД», утвержденным в системе «Электронный бюджет». Требование о включении региональных проектов НП «БКАД» в состав государственной программы субъекта установлено Министерством транспорта Российской Федерации (письмо от 16.11.2018 № ИА-24/17053).
Финансовое обеспечение реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий НП «БКАД» на 2019 год предусмотрено в объеме 3 321,6 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1 184,9 млн. рублей, средства консолидированного бюджета Пермского края – 2 136,7, кассовое исполнение составило 3 319,6 млн. рублей (99,9%), в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 184,9 млн. рублей (100,0%), средства бюджета Пермского края и бюджетов муниципальных образований – 2 134,7 (99,9%).
В 2017 году в рамках приоритетного проекта на территории Пермского края создана Пермская городская агломерация, образованная крупнейшим городским округом – «ядром агломерации» г. Пермь и тремя муниципальными образованиями – «спутниками»: Пермский, Краснокамский и Добрянский муниципальными районами, которые сегодня участвуют в реализации мероприятий НП «БКАД».
Всего за 2019 год в рамках РП «Дорожная сеть» для достижения целей НП «БКАД» использовано средств бюджетов разного уровня на автомобильные дороги общего пользования
регионального и межмуниципального значения – 1 210,5 млн. рублей;
местного значения – 1 302,6 млн. рублей.
По данным отчетов о реализации региональных проектов Пермским краем достигнуты все контрольные точки (всего 27 контрольных точки по 13 результатам), установленные региональными проектами НП «БКАД» на 2018-2019 гг., в том числе 1 контрольная точка выполнена несвоевременно, соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета заключено позже установленного срока.
По результатам реализации мероприятий региональных проектов НП «БКАД» за 2019 год Пермский край отчитался о достижении плановых значений всех целевых показателей.
КСП Пермского края в ходе экспертно-аналитического мероприятия установило в отчетах Министерства о реализации региональных проектов в 2019 году недостоверное отражение следующих данных:
по всем показателям в графе «Фактическое значение за предыдущий год» указаны базовые значения на 31.12.2017 вместо значений на 31.12.2018;
занижено фактическое значение основного показателя «Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям» РП «Дорожная сеть» за 1, 2 и 3 квартал 2019 года, в отчете указано в размере 47,5 % вместо 52,8 %;
завышено фактическое значение дополнительного показателя «Протяженность дорожной сети Пермской городской агломерации» на 31.12.2019 на 85,1 км, таким образом, показатель не достиг планового значения;
по основному показателю «Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии» РП «Дорожная сеть» не подтверждена достоверность данных в связи с некорректным отображением результатов проведенной диагностики в 2019 году в Таблице 6 к региональному проекту на 31.12.2019:
занижено фактическое значение основного показателя РП «Дорожная сеть» «Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки» (показатель регрессивный), в отчете указано в размере 15,6 % вместо 17,57 %, таким образом, показатель не достиг планового значения;
основные показатели РП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов и доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, были рассчитаны Минтрансом ПК не в соответствии с формулами расчета, установленными Приказом Минтранса России от 30.04.2019 № 129, а также Приказом Росавтодора от 01.04.2019 № 1020, что привело к искажению значений показателей.
В 2019 году на дорогах регионального значения в рамках реализации РП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» установлено 10 автоматических пункта весогабаритного контроля, совмещенных с комплексами фотовидеофиксации, и 60 комплексов фотовидеофиксации.
РП «Безопасность дорожного движения» установлен один основной показатель «Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тысяч населения». Согласно отчета о реализации регионального проекта, за 2019 год показатель перевыполнен и его значение составило 10,9 человек при плановом значении 11,8.
В рамках реализации мероприятий РП «Безопасность дорожного движения» в Пермском крае в 2019 году производилась замена и установка на участках улично-дорожной сети Пермского края барьерных и пешеходных ограждений, осуществлялось оборудование, модернизация нерегулируемых пешеходных переходов средствами организации дорожного движения.
Кроме того, необходимо отметить, по РП «Дорожная сеть» в 2018 и 2019 годах протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пермского края, находящейся в нормативном состоянии, не подтверждена данными о прохождении инструментальной диагностики, документально не подтверждено увеличение протяженности дорожной сети Пермской городской агломерации в 4 квартале 2019 года.
Министерством транспорта Пермского края своевременно не актуализируется перечень автомобильных дорог в части их протяженности, что приводит к разночтениям в документах.
Владельцами автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения не актуализируется информация в технических паспортах по отдельным дорогам, сведения о техническом состоянии и проведенных ремонтах в рамках реализации мероприятий НП «БКАД» в 2019 году в технических паспортах дорог не отражены.
Минтрансом ПК своевременно не приняты меры по выполнению условий соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 27.03.2019 № 108-17-2019-028 в части установления гарантийных сроков в соответствии с ОДМ 218.6.029-2017 при заключении муниципальных контрактов. Как показал выборочный анализ муниципальных контрактов, гарантийные обязательства в 2019 году устанавливались муниципальными заказчиками не в соответствии с отраслевым дорожным методическим документом.
По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия КСП Пермского края были сформированы и внесены предложения (рекомендации)
в адрес в адрес Министерства транспорта Пермского края:
- Уточнить цели регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в соответствии с федеральным проектом.
- Во исполнение распоряжения губернатора Пермского края от 28.02.2019 № 23-р сформировать ведомственный проектный офис.
- Привести в соответствие государственную программу Пермского края «Развитие транспортной системы» с паспортами региональных проектов, утвержденными в системе «Электронный бюджет».
- При формировании отчетов о реализации региональных проектов в 2020 году учесть результаты анализа отчетов за 2019 год, отраженные в настоящем Заключении.
- Принять меры по обеспечению ежегодного проведения инструментальной диагностики на всех автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Пермского края, а также на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, входящих в состав Пермской городской агломерации, находящихся в нормативном состоянии.
- Своевременно актуализировать данные в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пермского края.