Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации мероприятий государственной программы Пермского края «Безопасный регион», направленных на осуществление полномочий Пермского края в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чре
Заключение утверждено решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 7 от 28.05.2020.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено Контрольно-счётной палатой Пермского края в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 28.11.2019 № 1558 «О проведении выездных заседаний Консультативного совета и комитетов Законодательного Собрания Пермского края в 2020 году», п. 2.17 Плана работы КСП Пермского края на 2020 г. на объекте Министерство территориальной безопасности Пермского края.
Исследованный период: 2018 - 2019 гг.
Министерство территориальной безопасности Пермского края (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по формированию региональной политики и нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На законодательном уровне Пермского края разработаны и утверждены нормативные правовые акты, которые предусмотрены к принятию в федеральном законодательстве для обеспечения исполнения мероприятий, направленных на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Часть полномочий Пермского края по осуществлению деятельности в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по Соглашению передана МЧС России.
Реализация мероприятий в области обеспечения защиты населения и территорий от угроз различного характера, а также в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством в рамках государственной программы Пермского края «Безопасный регион» (далее – ГП ПК «Безопасный регион» или госпрограмма).
Фактические расходы по ГП ПК «Безопасный регион» составили в 2018 году – 1 640,6 млн. рублей, в 2019 году – 1 838,2 млн. рублей (82,9% и 88,6% от плана соответственно). Основную долю расходов по госпрограмме в целом, как в 2018 году, так и в 2019 году, составляют расходы подпрограммы «Предупреждение и защита населения от пожаров и чрезвычайных ситуаций», 66,6% (1 093,2 млн. рублей) и 60,6% (1 114,6 млн. рублей) соответственно, в рамках которой, в том числе осуществляется финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы Пермского края.
С 1 января 2020 года в бюджете Пермского края дополнительно предусмотрены средства на повышение заработной платы основного персонала отрядов государственной противопожарной службы Пермского края, в среднем до 24 тыс. рублей на человека.
В целях реализации полномочий в области обеспечения защиты населения в рамках ГП ПК «Безопасный регион» реализуются, в том числе мероприятия по созданию Системы-112 на территории Пермского края. Всего израсходовано на 31.12.2019 бюджетных средств 134,1 млн. рублей начиная с 2014 года.
По данным Министерства территориальной безопасности Пермского края на конец 2019 года Система-112 Пермского края готова к вводу в постоянную (промышленную) эксплуатацию, в 2020 году проводятся мероприятия по аттестации.
В ходе проведения мероприятия КСП Пермского края установлено, что для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах повышенного риска (потенциально опасные объекты), объектах систем жизнеобеспечения населения и объектах, являющиеся национальным достоянием, находящихся в ведении органов исполнительной власти Пермского края, на законодательном уровне Российской Федерации и Пермского края установлена необходимость создания территориального страхового фонда документации на эти объекты.
На сегодняшний день территориальный страховой фонд документации на территории Пермского края не создан, конечные сроки формирования не установлены, ассигнования на создание основного и запасного страхового фонда в бюджете Пермского края на 2020-2022 гг. не предусмотрены. Степень готовности документации фонда составляет 7,8 % от необходимого полного объема.
Необходимо отметить, что за период 2018-2019 гг. на территории Пермского края осуществлялось строительство шести объектов пожарных депо, из них фактически введено в эксплуатацию два объекта, по четырем объектам плановые сроки завершения работ не соблюдены, строительные работы на 31.12.2019 не завершены. По основному мероприятию подпрограммы «Развитие инфраструктуры в сфере общественной безопасности» госпрограммы, в рамках которой финансируется строительство пожарных депо, исполнение за период 2018-2019 годов составило 432,8 млн. рублей или 51,1 % от уточненного плана.
При плановых сроках строительства пожарных депо - 2 года, фактический срок реализации составляет от 4-х до 9-ти лет.
За счет средств бюджета Пермского края за период с 2015 по 2018 годы всего построено девять пожарных депо, однако, уже на 01.01.2020 в ненормативном состоянии находятся все вновь построенные объекты пожарных депо, требуется устранение недостатков.
В 2019 году на приведение в нормативное состояние восьми вновь построенных пожарных депо в краевом бюджете предусмотрено 2,3 млн. рублей, фактическое исполнение составило 720 тыс. рублей (31,4%), в 2020 году запланировано – 38,1 млн. рублей.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия КСП Пермского края установлено:
неудовлетворительное осуществление технического надзора в процессе строительства пожарных депо при приемке этапов выполненных работ и приемке законченных строительством объектов со стороны заказчика (УКС ПК), что повлекло за собой оплату за счет средств краевого бюджета некачественно выполненных работ;
отсутствие претензионной работы со стороны заказчика (УКС ПК) к подрядным организациям выполнить гарантийные обязательства, что повлекло дополнительные расходы на устранение недостатков за счет бюджета Пермского края.
Показатель комплексной оценки уровня эффективности госпрограммы за 2018 год и за 2019 год - составил «средний уровень эффективности». При этом уровень исполнения плановых бюджетных назначений в 2018 г. составил 82,9% и в 2019 г. - 88,6% при недостижении плановых значений целевых показателей.
Плановых значений из шести целевых показателей Госпрограммы, характеризующих степень достижения целей государственной программы в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в 2018 году достигли 5 показателей, в 2019 – 3 показателя.
По всем показателям подпрограммы «Предупреждение и защита населения от пожаров и чрезвычайных ситуаций», а также практически по всем показателям госпрограммы, информация о фактических значениях отсутствует в общедоступных публичных источниках. Отчетная информация формируется на основании писем ведомств, учреждений, органов местного самоуправления, являющихся непосредственными исполнителями мероприятий, связанных с достижением показателей. Не все показатели ГП ПК «Безопасный регион» количественно отражают ход реализации госпрограммы.
По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия КСП Пермского края были сформированы и внесены предложения (рекомендации)
в адрес Правительства Пермского края:
- Инициировать вопрос о внесении изменения в распоряжение губернатора Пермского края от 15.12.2005 № 23-р «О создании территориального страхового фонда документации Пермской области» в части упорядочения хранения запасного ТСФД.
- Усилить контроль за деятельностью Министерства строительства Пермского края в части реализации мероприятий по приведению в нормативное состояние объектов общественной инфраструктуры регионального значения (пожарных депо).
- Учесть результаты анализа показателей реализации государственной программы Пермского края «Безопасный регион», отраженного в настоящем Заключении, при дальнейшей корректировке государственной программы.