Контрольно-счетная палата Пермского края

Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс, и подготовка предложений, направленных на их совершенствование»

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс, и подготовка предложений, направленных на их совершенствование»

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия утверждено Коллегией Контрольно-счетной палаты Пермского края (протокол от 29.09.2020 № 12).

Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, с которыми подписаны соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля: органы местного самоуправления Кудымкарского, Юсьвинского, Кочёвского, Косинского и Гайнского муниципальных округов Пермского края.

Цели проведения экспертно-аналитического мероприятия:

- оценка полноты принятия муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс в муниципальных образованиях;

- оценка соответствия принятых МПА действующему законодательству;

- подготовка предложений по совершенствованию МПА.

Исследуемый период: истекший период 2020 г. (по состоянию на 01.06.2020г.).

По результатам исследования установлено, что согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, составляющих бюджетный процесс, - должна осуществляться, в том числе, на основании принятых в соответствии с требованиями БК РФ муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с Уставами муниципальных округов в систему муниципальных правовых актов муниципальных образований входят:

- Устав муниципального округа, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа;

- правовые акты главы муниципального округа – главы администрации муниципального округа, администрации муниципального округа и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального округа.

В этой связи, в рамках экспертно-аналитического мероприятия анализу подлежат МПА, принятые в соответствии с требованиями БК РФ, представительными органами, главой местной администрации, руководителями финансовых органов и иных ОМСУ, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов бюджетных средств.

Исходя из требований, установленных БК РФ, ОМСУ муниципального округа необходимо обязательное принятие муниципальных правовых актов, регулирующих 52 направления реализации бюджетных правоотношений (приложение 1 к настоящему заключению), из них:

- представительным органом – 9 направлений;

- местной администрацией – 24;

- финансовым органом – 15;

- главными распорядителями бюджетных средств - 4.

Кроме того, БК РФ предусмотрено право и (или) возможность принятия МПА, регламентирующих ещё 9 направлений, связанных с реализацией бюджетных правоотношений.

По состоянию на 01.06.2020 г. в муниципальных округах разработано и действует бессрочно 158 муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения (без учёта МПА, принятых главными администраторами бюджетных средств во исполнение бюджетных полномочий), из них 8 МПА приняты в целях установления норм, определение которых предусмотрено БК РФ без условия обязательности.

Таким образом, в муниципальных округах принято 150 муниципальных правовых актов, действующих бессрочно, содержащих нормы, регламентирующие бюджетные правоотношения, обязательность наличия которых установлена БК РФ.

Принятые ОМСУ муниципальных округов муниципальные правовые акты не в полном объёме регламентируют, находящиеся в компетенции муниципальных образований установленные БК РФ, направления бюджетных правоотношений: принятые МПА по количеству направлений, установленных БК РФ, на 71,2 % регламентируют бюджетные правоотношения в муниципальных образованиях.

Количество отсутствующих в муниципальных правовых актах норм, регламентирующих бюджетные правоотношения по установленным БК РФ направлениям, варьируется в муниципальных образованиях от 3-х до 25-ти и суммарно составляет 75.

В муниципальных образованиях сохраняют действие 44 муниципальных правовых акта, принятых ОМСУ муниципальных районов, содержащих нормы, регламентирующие бюджетные правоотношения, обязательность наличия которых установлена БК РФ.

Высокий уровень подготовки МПА по полноте формирования муниципальной правовой базы обеспечен ОМСУ Кудымкарского МО и Юсьвинского муниципальных округов.

Принятые ОМСУ муниципальных образований МПА содержат нормы, не соответствующие действующему законодательству, а также не учитывают положения законов об образовании новых муниципальных округов и содержат противоречия как внутри документов, так и с иными МПА.

Соблюдение действующего законодательства при принятии МПА обеспечено на более высоком, в сравнении с другими муниципальными образованиями, уровне ОМСУ Кудымкарского, Юсьвинского и Кочёвского муниципальных округов.

ОМСУ муниципальных округов необходимо принятие требуемых и внесение изменений в действующие МПА в части приведения в соответствие с действующим законодательством и исключения противоречивых норм.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия по каждому муниципальному образованию отражены в аналитических справках, направленных в адрес администраций муниципальных образований, содержащих суть замечаний по каждому, проанализированному МПА, а также рекомендации по внесению в них изменений и предложения по утверждению требуемых действующим законодательством МПА.

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия доведено до глав и представительных органов муниципальных округов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×