История создания Счетных органов и Контрольно-счетной палаты Пермского края
От счетного приказа до контрольной палаты
У каждой реки есть свои истоки. История государственного финансового контроля в российском государстве началась в 1656 году, в царствование Алексея Михайловича Романова, когда был образован Счетный приказ. На протяжении более 360 лет система государственного управления России постоянно изменялась, а вместе с ней претерпевали изменения и ведомства, ответственные за осуществление финансового контроля в стране. В период правления Николая I (1825-1855 годы) счетные отделения казенных палат были созданы во всех губерниях. Существенно увеличились штаты финансовых контролеров. До 1864 года функция ревизии государственных доходов и расходов в губерниях была возложена на особые отделения при казенных палатах, находящихся в ведении губернаторов. В результате проведенной реформы государственного контроля в период правления Александра II были сформированы уже независимые от губернаторов и общих администраций губерний контрольные палаты.
Учреждение Пермской контрольной палаты
3 января 1866 года, в соответствии с Указом «Положение о местных контрольных учреждениях» № 42861, была учреждена Пермская контрольная палата Государственного контроля.
Высочайше утверждённое Временное положение о местных контрольных учреждениях определяло: «С 1 января 1866 года образуются Контрольные палаты во всех губерниях и областях Империи. Контрольные палаты к общим местам губернским не причисляются, а принадлежат к особым установлениям ведомства Государственного контроля. Они производят ревизию местных оборотов самостоятельно и окончательно.» Соответственно с предметами действий Государственного контроля, контрольные палаты обязаны: а) наблюдать за правильностью движения и сохранностью денежных и материальных капиталов; б) составлять особые соображения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства».
Деятельность Пермской контрольной палаты
Пермская Контрольная палата до 1917 года занимала второй этаж, со стороны улицы Монастырской, Дома купца Камчатова (в настоящее время – ул. Монастырская, 59 / ул. Куйбышева, 7).
Документов о деятельности Контрольной палаты Пермской губернии сохранилось немного, но и они дают некоторое представление о том, как работали наши коллеги 100-150 лет назад. В целом цели и задачи Контрольной палаты Пермской губернии совпадают с целями и задачами КСП Пермского края, реализуемыми в настоящее время.
Наилучшее представление о повседневной жизни Контрольной палаты даёт отчёт о её деятельности за 1914 год, единственный, сохранившийся до наших дней.
Как следует из этого документа, организация деятельности палаты была во многом схожа с нынешней. В отчете обозначались и проблемы. Например, недостаток квалифицированных кадров, нехватка средств на материальные расходы. Низкая заработная плата была причиной постоянной высокой «текучки» кадров.
Упразднение Пермской контрольной палаты
Пермская контрольная палата Государственного контроля была упразднена на основании Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. «О центральной контрольной коллегии и местных учётно-контрольных коллегиях и комиссиях».
Создание Пермской контрольно-счетной палаты
5 февраля 1999 года был принят Закон Пермской области №359-49 «О Контрольно-счётной палате Пермской области». 18 февраля — специальное решение «О реализации Закона Пермской области «О Контрольно-счётной палате Пермской области». Специальным решением было, в частности, определено создать с 1 июля 1999 года Контрольно-счётную палату Пермской области с общей предельной штатной численностью: на 1999 год – 12 единиц, на 2000 год – 20 единиц.
Решением Законодательного Собрания Пермской области от 15.06.99 № 514 «О назначении председателя Контрольно-счётной палаты Пермской области» первым председателем Контрольно-счётной палаты Пермской области был назначен Виктор Петрович Пастухов. С 1 июля 1999 года началось формирование коллектива Контрольно-счетной палаты Пермской области.
Работа Контрольно-счетной палаты в наше время
История Контрольно-счетной палаты в наше время: объединение двух палат в процессе образования Пермского края, налаживание деловых контактов, плодотворное сотрудничество с государственными структурами. В связи с этим возникла необходимость проведения объединительных процедур и в отношении контрольно-счётных палат двух субъектов Российской Федерации. Штатная численность контрольно-счётных органов была объединена. С первых дней работы вновь созданного контрольно-счетного органа предпринимались энергичные и эффективные меры по активизации и расширению деятельности, что позволило палате стабильно и эффективно решать стоящие перед ней задачи.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Контрольно-счетной палаты, методологии контрольной деятельности, подготовки отчетов и информационных сообщений, направляемых в Законодательное Собрание, губернатору и председателю Правительства Пермского края, а также для обсуждения иных вопросов работы Контрольно-счетной палаты была образована коллегия Контрольно-счетной палаты.
В течение первых пяти лет были установлены тесные контакты с депутатским корпусом, организованы конструктивные деловые отношения с органами исполнительной государственной власти области, особенно - с Главным управлением финансов и налоговой политики (с 03.07.2006 г. - Министерство финансов Пермского края).
Успешно устанавливались связи и организовывалось профессиональное сотрудничество с другими государственными органами. Были заключены договоры и соглашения о взаимодействии, сотрудничестве и обмене информацией со следующими структурами:
Контрольно-счетная палата сегодня
Контрольно-счетная палата Пермского края образована Законодательным собранием Пермского края . Обладает организационной и функциональной независимостью. Самостоятельно ведет свою деятельность.
Коллектив Контрольно-счетной палаты состоит из 69 человек, профессионалов, осуществляющих внешний финансовый контроль, от традиционных финансовых проверок до аудита эффективности и сложных процессов законотворчества.
Сегодня деятельность Контрольно-счетной палаты оказывает заметное влияние на формирование бюджетной и налоговой политики Пермского края, дисциплинирует всех, кто занят в бюджетном процессе.
Применение современных технологий, передового опыта, совместная деятельность и взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Российской Федерации, ведомственными органами, контрольно-счетными органами субъеков края, позволяют эффективно защищать государственные и общественные интересы Пермского края.