1.18 | Контрольное мероприятие «Проверка использования средств дорожного фонда Пермского края, выделенных на содержание автомобильных дорог местного значения по переданным полномочиям»
Добавлено: 18 июля 2025
Отчет утвержден решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Пермского края, протокол № 9 от 19.06.2025.
Контрольное мероприятие проведено в соответствии с пунктом 1.18 плана работы КСП Пермского края на 2025 год в краевом государственном бюджетном учреждении «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (КГБУ УАДиТ) и в краевом государственном бюджетном учреждении «Дорожно-эксплуатационная служба» Пермского края (КГБУ ДЭС), проверяемый период: январь 2023 г. - апрель 2025 г.
В Пермском крае начиная с 1 января 2023 года в связи с принятием Закона Пермского края от 07.10.2022 № 119-ПК «О перераспределении отдельных полномочий между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в области осуществления дорожной деятельности» от органов местного самоуправления Пермского городского округа на краевой уровень переданы полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения трех центральных районов города Перми (перечень автомобильных дорог местного значения Ленинского, Свердловского и Дзержинского районов г. Перми утверждены в приложении 1 к Закону 119-ПК, далее – автомобильные дороги ЦПР (центральный планировочный район)).
Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения центральных районов города Перми осуществлялось подведомственными учреждениями Минтранса ПК за счет средств дорожного фонда Пермского края, с 01.01.2023 по 19.09.2024 - КГБУ УАДиТ, с 20.09.2023 по апрель 2025 г. – КГБУ ДЭС.
В 2023 году израсходовано 1 007,5 млн. рублей (81,1 % от плана), в 2024 году - 764,8 млн. рублей (80,6 % от плана).
Работы по содержанию автомобильных дорог местного значения выполнялись преимущественно собственными силами учреждений в рамках утвержденных Минтрансом ПК государственных заданий.
По результатам проверки КСП Пермского края установлен ряд нарушений и недостатков, допущенных в проверяемый период объектами контроля.
Технические паспорта отдельных автомобильных дорог (участков дорог) ЦПР своевременно не актуализируются и содержат недостоверные данные.
Некорректные данные о технических характеристиках автомобильной дороги, отраженные в техпаспортах на автомобильные дороги ЦПР, влекут за собой риски неправильного определения расходов бюджета Пермского края на мероприятия по содержанию автомобильных дорог местного значения по перераспределенным полномочиям, что не соответствует принципу достоверности бюджета, установленному в ст. 37 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).
По результатам проверки и анализа исполнения двух контрактов на оказание услуг по предоставлению в аренду ТС с экипажем в январе 2024 г. КГБУ УАДиТ и в ноябре 2024 г. КГБУ ДЭС КСП Пермского края установлено, что практически 100 % исполнение контрактов осуществляется не исполнителями, а соисполнителями, стоимость аренды транспортных средств (далее – ТС) у которых ниже, чем установлена контрактами, таким образом, КГБУ ДЭС не осуществило оценку исполнения ранее заключенных аналогичных контрактов на предмет эффективности использования бюджетных средств с целью уточнения условий контрактов в дальнейшем при проведении конкурсных процедур, не провело мониторинг рынка услуг по предоставлению в аренду ТС с экипажем с целью определения реальной стоимости услуг, чтобы исключить посредников и снизить расходы бюджета Пермского края, руководствуясь принципом эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ.
Установлен факт оплаты КГБУ УАДиТ услуг по аренде ТС с экипажем за счет субсидии на госзадание в 2024 г. в период одновременной сдачи в аренду собственных средств ТС, при этом цена единицы услуги по аренде ТС у сторонней организации выше цены, по которой учреждение предоставляет собственные ТС в аренду, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 БК РФ. По расчетам КСП Пермского края объем неэффективно использованных бюджетных средств КГБУ УАДиТ за период с 03.01.24 по 16.01.24 составил 34 089,42 рублей.
В проверяемый период учреждениями допущено нецелевое использование бюджетных средств:
- за счет средств субсидии на госзадание были оплачены затраты (на оплату труда и НДФЛ, начисления с ФОТ - страховых взносов (30,2%) и на ГСМ), которые должны быть оплачены за счет доходов от платной деятельности в общем объеме:
в 2023 г. КГБУ УАДиТ - 1 383 982,95 рубля.
в 2024 году КГБУ ДЭС - 2 953 616,0 рублей;
Ущерб бюджету Пермского края в результате неполного восстановления средств субсидии на госзадание с доходов от платной деятельности составил:
на 31.12.2023 - 978 764,32 рубля,
на 31.12.2024 – 1 656 546,32 рублей.
- за счет средств субсидии на госзадание были оплачены расходы на командировку работников учреждений, не связанной с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения:
КГБУ УАДиТ в 2023 г. - 62 682,67 рубля;
КГБУ ДЭС: в 2024 г. - 47 720,58 рублей и в 2025 г. - 30 165,54 рублей.
В проверяемый период учреждениями не обеспечен необходимый уровень внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни:
- в КГБУ ДЭС отсутствуют график документооборота, а также порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни в целях обеспечения предоставления для отражения в бухгалтерском учете достоверной информации;
- в КГБУ УАДиТ установлены случаи принятия к учету первичных документов с последующей оплатой расходов за счет бюджета Пермского края без подтверждения совершенного факта хозяйственной жизни;
- в КГБУ ДЭС осуществлена приемка услуг по предоставлению в аренду ТС с экипажем на основании нескольких путевых листов, которые оформлены разными организациями-исполнителями на одно ТС;
- КГБУ ДЭС не использует информационную систему РНИС ПК для мониторинга и контроля за работой собственных ТС, а также за оказанием услуг сторонними организациями при аренде ТС с экипажем;
- учреждениями при отсутствии информации в путевых листах ТС для расчета объема ГСМ в соответствии с установленными нормами (время работы оборудования, время стоянки с работающим двигателем) произведено списание расходов на ГСМ в бухгалтерском учете;
- КГБУ ДЭС приняты к учету путевые листы при наличии отклонений данных показаний спидометра из путевых листов ТС с данными пробега/моточасов, представленными с использованием GPS/ГЛОНАСС;
- в КГБУ УАДиТ ДЭС-2 не оформлены первичными документами стажировка водителей на ТС, проведение ремонта ТС силами водителя с целью учета фактического времени работы работников учреждения;
- в январе 2024 г. в КГБУ УАДиТ своевременно не установлены факты проживания водителей во время отдыха в съемном жилье, которое оплачивалось за счет субсидии на госзадание, оплата при увольнении с работников не взыскана, ущерб бюджету Пермского края составил 8 580,0 рублей.
Предложения по результатам контрольного мероприятия КГБУ ДЭС:
актуализировать данные технических паспортов автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, содержание которых передано на краевой уровень, с целью обеспечения достоверного расчета финансового обеспечения выполнения госзадания;
провести мониторинг рынка услуг по предоставлению в аренду ТС с экипажем с целью определения реальной стоимости услуг, осуществить оценку исполнения контрактов на аренду ТС с экипажем на предмет эффективности использования бюджетных средств с целью уточнения в дальнейшем условий контрактов при проведении конкурсных процедур для исключения посредников и снижения расходов бюджета Пермского края;
разработать и утвердить график документооборота, а также порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни в целях обеспечения целевого, эффективного использования средств бюджета Пермского края, а также для отражения в бухгалтерском учете достоверной информации;
обеспечить использование ИС РНИС ПК для мониторинга и контроля за работой собственных ТС, а также за оказанием услуг сторонними организациями при аренде ТС с экипажем.
В адрес руководителя КГБУ ДЭС направлено представление.