1.17 | Контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением»
Добавлено: 1 ноября 2025
Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 14 от 30.09.2025.
Контрольное мероприятие проведено в соответствии с пунктом 1.17 плана работы КСП Пермского края на 2025 год в Министерстве транспорта Пермского края (далее – Министерство), в государственном краевом учреждении «Центр безопасности дорожного движения Пермского края» (далее – ГКУ ЦБДД).
В проверяемый период (2024 г.) мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, реализованы Министерством через подведомственное учреждение ГКУ ЦБДД. Финансовое обеспечение осуществлено из краевого и федерального бюджетов по государственной программе Пермского края «Развитие транспортной системы» в виде субсидии на иные цели, фактически использовано бюджетных средств 195 800,2 тыс. рублей (99,9 % от плана), в том числе федеральный бюджет - 86 828,5 тыс. рублей.
Результаты использования субсидии направлены на достижение результатов регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Нарушений условий и порядка предоставления субсидии, утвержденных приказом Министерства от 25.04.2022 № 44-01-02-329, фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В ГКУ ЦБДД установлены факты нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ):
- заказчиком не установлен конкретный объем привлекаемых субподрядчиков, соисполнителей в виде фиксированного процента по 2-м договорам, заключенным в рамках реализации мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, тем самым не соблюдены требования статьи 30 Закона № 44-ФЗ, положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466;
- подрядчиком не соблюдены сроки выполнения работ по гражданско-правовому договору по установке элементов интеллектуальных транспортных систем (динамических информационных табло – далее ДИТ) № 0356500001424006736 от 13.11.2024, что является нарушением пункта 2 части 1, части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Плановые значения результатов предоставления субсидий в 2024 году достигнуты ГКУ ЦБДД в полном объеме:
- осуществлена модернизация единой платформы управления транспортной системой (далее - ЕПУТС) в части интеграции в платформу автоматизированной информационной системы «Весовой и габаритный контроль» и реализации модуля конфигурации парковочного пространства;
- установлены динамические информационные табло на 5 участках автомобильных дорог г. Перми;
- приобретены и установлены 48 ед. детекторов транспортного потока, которые осуществляют мониторинг транспортных потоков;
- осуществлено внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (66 городов, накопленным итогом): модуль управления интеллектуальной транспортной системой для чрезвычайных ситуаций и внештатных ситуаций, модуль управления движением общественного транспорта.
На сегодняшний день отдельные результаты мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, не используются в Пермском крае по прямому назначению:
- диспетчеризация общественного транспорта осуществляется уполномоченными учреждениями (Департамент транспорта города Перми и ГКУ «ОПП ПК») в разных системах без использования модуля управления движением общественного транспорта в ЕПУТС;
- динамические информационные табло не используются по своему прямому назначению, фактически отображаемые на ДИТ сообщения не соответствуют ГОСТу Р 56351-2015, не отображают обстановку на участке дороги, не направлены на достижение целей и задач государственной программы Пермского края «Развитие транспортной системы» (повышение комфортности и безопасности при передвижении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Пермского края; повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Пермского края (региональных или межмуниципальных, улично-дорожной сети) с целью снижения уровня смертности и травматизма участников дорожного движения).
На момент проведения контрольного мероприятия Положение, определяющее цели, задачи, основные принципы построения, порядок доступа и функционирования ЕПУТС отсутствует.
По результатам контрольного мероприятия КСП Пермского края ГКУ ЦБДД выданы предложения:
- разработать и утвердить Положение, определяющее цели, задачи, основные принципы построения, порядок доступа и функционирования ЕПУТС;
- обеспечить использование ДИТ по прямому назначению, для вывода на них текстовых сообщений для водителей транспортных средств о дорожно-транспортных условиях на дороге в зависимости от интенсивности транспортных потоков, произошедших ДТП, метеорологической обстановки, о проведении дорожных работ по строительству, ремонту или содержанию автомобильных дорог.