1.12 | Контрольное мероприятие «Проверка законности, целевой направленности и эффективности расходования средств бюджета Пермского края, направленных на предоставление заемного финансирования проектов, реализуемых по приоритетным направлениям
Добавлено: 11 ноября 2025
Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 14 от 30.09.2025.
Контрольное мероприятие проведено в соответствии с п. 1.12 плана работы КСП Пермского края на 2025 год.
Объекты контроля: Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство), «Региональный фонд развития промышленности Пермского края» (далее - Фонд).
Проверяемый период: 2024 – август 2025 гг.
Результаты контрольного мероприятия показали следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Закона от 03.03.2015 № 440-ПК «О промышленной политике в Пермском крае», распоряжением Правительства Пермского края от 01.06.2016 № 147-рп «О создании унитарной некоммерческой организации - фонда «Региональный фонд развития промышленности Пермского края» создан Фонд, являющийся организацией, входящей в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности. Полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет Министерство.
Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», государственные фонды развития промышленности предоставляют финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности в любой соответствующей законодательству Российской Федерации форме, в том числе в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).
Правила предоставления субсидии из бюджета Пермского края Фонду в целях предоставления заемного финансирования проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности, утверждены постановлением Правительства Пермского края от 29.08.2017 № 752-п (далее – Правила предоставления субсидии).
Законами Пермского края о бюджете на 2024 год, на 2025 год утверждено предоставление субсидии Фонду на предоставление заемного финансирования проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности. Объем финансового обеспечения заемного финансирования проектов в 2024-2025 годах предусмотрен за счет средств бюджета Пермского края в общей сумме 112 396,5 тыс. рублей (в 2024 – 34 971,8 тыс. рублей, в 2025 – 77 424,7 тыс. рублей). В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.2.3 Правил предоставления субсидии, предоставление Фонду средств субсидии осуществлялось Министерством на основании соглашений о предоставлении из бюджета Пермского края субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее - Соглашение на 2024 год, на 2025 год). В проверенном периоде Министерством при заключении Соглашений на 2024 год, на 2025 год допущено нарушение абз. 18 п. 2.2.3 Правил предоставления субсидии, так, в указанных Соглашениях отсутствует условие об обязательстве Фонда о включении в договоры о предоставлении займов на реализацию проектов юридическим лицам (или индивидуальным предпринимателям) положений, обеспечивающих возврат указанными юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями) полученных средств по договорам о предоставлении займов.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что перечисление средств субсидии в проверенном периоде осуществлялось Министерством при отсутствии подтвержденной Фондом потребности в средствах бюджета Пермского края в виду наличия свободных остатков денежных средств на лицевом счете Фонда, что свидетельствует о неэффективном планировании Министерством объема субсидии и ненадлежащем исполнении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных п.п. 4 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
За счет средств субсидии Фондом предоставлялось заемное финансирование проектов по региональной программе «Проекты развития», направленных на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции, продукции гражданского и двойного назначения, выпуск средств производства, оборудования и станков, внедрение программных и технологических решений (цифровизацию) для оптимизации производственных процессов (сумма займа – 20-100 млн. рублей, срок займа – не более 5 лет). В проверенном периоде за счет средств субсидии, предоставленной Фонду из бюджета Пермского края в рамках заемного финансирования проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности, предоставлены займы 5 юридическим лицам (из них 1 индивидуальный предприниматель) в рамках программы «Проекты развития» на общую сумму 84 971,8 тыс. рублей (2024 - 34 971,8 тыс. рублей, по состоянию на 01.09.2025 – 50 000,0 тыс. рублей) на реализацию проектов с общим бюджетом 581 524,6 тыс. рублей.
Показатель результата предоставления субсидии Фонду, утвержденный Правилами предоставления субсидии - «количество проектов, профинансированных некоммерческой организацией за счет средств бюджета Пермского края в соответствующем финансовом году» не формирует и не отражает социально-экономический эффект, возможный к получению Пермским краем в результате финансовой поддержки реализуемых в сфере промышленности проектов субъектов за счет средств субсидии.
По результатам проверки Министерству предложено привести в соответствие требованиям п. 2.2.3 Правил предоставления субсидии (в части абзаца 18) форму соглашения о предоставлении из бюджета Пермского края субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, в целях предоставления заемного финансирования по приоритетным направлениям российской промышленности.