Контрольно-счетная палата Пермского края

1.1 | Контрольное мероприятие «Аудит реализации мер государственной инвестиционной поддержки, осуществляемой в рамках новых инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 № 1704 в 2021

Добавлено: 26 августа 2025
Информация о результатах контрольного мероприятия «Аудит реализации мер государственной инвестиционной поддержки, осуществляемой в рамках новых инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 № 1704 в 2021-2024 годах»

Отчет утвержден решением Коллегии КСП Пермского края, протокол № 10 от 30.06.2025.

В соответствии с пунктом 1.1. Плана работы КСП Пермского края на 2025 год проведено параллельное со Счетной палатой РФ контрольное мероприятие «Аудит реализации мер государственной инвестиционной поддержки, осуществляемой в рамках новых инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 № 1704 в 2021-2024 годах».

Объектами контрольного мероприятия являлись: Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края, Министерство финансов Пермского края, краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края», Агентство по сопровождению концессионных проектов Пермского края, Администрация Чусовского муниципального округа Пермского края, муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» Чусовского муниципального округа Пермского края.

Проверяемый период деятельности: январь 2021 - декабрь 2024.

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

В 2020 году Правительством Российской Федерации были приняты постановления от 19.10.2020 № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Постановление № 1704) и № 1705 «Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме фактического поступления которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам».

В последующем постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 № 1705 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 № 1740, которое в настоящее время также утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2025 № 79.

Правила определяют порядок списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания.

В сводный перечень новых инвестиционных проектов (далее – НИП) и объектов инфраструктуры, создаваемых субъектом Российской Федерации в целях реализации НИП, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.05.2023 № 349[1] включено 9 НИП
и 15 объектов транспортной инфраструктуры Пермского края:

[1]Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2023 № 349 «Об утверждении сводного перечня новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

№ п/п Наименование НИП / сфера реализации Юридическое лицо, реализующее НИП Срок ввода в эксплуатация основных средств НИП
1 Строительство тепличного комплекса
«Пермский» площадью 24 га для выращивания овощной продукции защищенного
грунта на территории Чусовского городского поселения Пермского края/
сельское хозяйство
ООО ТК «Пермский» 09.2021
2 Строительство Чусовского цементного
завода/
обрабатывающие производства
ООО «Карьер» 06.2025
3 Производство лущеного шпона лиственных
пород в объеме до 60 тыс. м³ в год на площадке «Красный Октябрь»/
обрабатывающие производства
ООО «Красный Октябрь» 06.2024
4 Строительство нового
целлюлозно-картонного комплекса/
перспективные экономические специализации по стратегии пространственного
развития
ООО «Уралбумага» 03.2027
5 Создание и модернизация объектов
лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО «Кама»/
обрабатывающие производства
ООО «Кама» 12.2023
(с 2022 г. начало
ввода в эксплуатацию)
6 Модернизация производства в целях
выпуска высококачественной стретч-пленки/
перспективные экономические специализации по стратегии пространственного
развития
ООО «Кредо-Строй» 08.2022
(начало ввода 2021г.)
7 Создание производства по переработке
отходов жесткого и мягкого пластика с получением вторичной гранулы/
обрабатывающие производства
ООО «Кредо-Пак» 10.2021
8 Развитие производственных мощностей под
серийное изготовление узлов и реверсивного устройства двигательной установки
ПД-14/
перспективные экономические специализации по стратегии пространственного
развития
АО «Пермский завод «Машиностроитель» 03.2026
(начало ввода- 2025
г.)
9 Инвестиционный проект по созданию промышленного
производства «Усольский калийный комбинат»/
обрабатывающие производства
ООО «ЕвроХим-Усольский калийный
комбинат»
01.2021

Объекты инфраструктуры:

- Устройство дополнительных полос движения в сторону подъема на автомобильных дорогах Пермского края;

- Строительство автомобильной дороги «Обход г. Чусового»;

- Строительство съезда с автомобильной дороги «Обход г. Чусового» к микрорайону «Дальний Восток» г. Чусового Пермского края;

- Реконструкция автомобильной дороги Пермь - Березники на участке км 176+300 - км 178+300 с устройством кольцевой развязки на км 176+300;

- Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000;

- Строительство дополнительного выезда с промышленного узла «Осенцы» г. Перми;

- Строительство дополнительного выезда с территории для размещения особой экономической зоны промышленно-производственного типа (Осенцы);

- Автомобильная дорога Восточный обход г. Перми 000+000 - 009+753 1 п.к. (на участке 000+000 - 004+050);

- Автомобильная дорога Пермь - Березники 020+639 - 022+390;

- Автомобильная дорога Пермь - Березники 022+390 - 025+768;

- Строительство объекта «Подъездная дорога к площадке тепличного комплекса «Пермский», Пермский край, г. Чусовой, ул. Молодежная 18» (2 пусковой комплекс);

- Реконструкция перекрестка автомобильной дороги ул. Шибановская - ул. Энгельса г. Чусовой Пермского края;

- Автомобильная дорога Кунгур - Соликамск, участок Березники - Соликамск, км 292+560 - 313+100;

- Реконструкция транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Вишерской и Транссибирской магистрали в г. Перми;

- Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Углеуральской и Транссибирской магистрали в г. Перми.

Из 9 НИП, включенных в сводный перечень, 5 НИП относится к обрабатывающим производствам, 1 НИП - к сельскому хозяйству, 3 НИП - к перспективным экономическим специализациям по стратегии пространственного развития, что соответствует сферам, определенным п.2. Правил, утвержденных Постановлением № 1704.

По срокам ввода в эксплуатацию основных средств 6 НИП планировалось реализовать до 2024 г., по 1 НИП срок реализации запланирован на 2025 г., по 1 НИП – в 2026 г. и в 2027 г.

Выполнение показателя по объему инвестиций проанализировано на основе информации, предоставленной инвесторами по запросу КСП Пермского края.

По НИП со сроком реализации до 2025 года (6 из 9 НИП: инвесторы ООО ТК «Пермский», ООО «Красный октябрь», ООО «Кама», ООО «Кредо-строй», ООО «Кредо-Пак», ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат») объем инвестиций, направленных в проверяемом периоде (2021-2024 гг.), соответствует намерениям, определенным в соглашениях с Минэкономразвития Пермского края.

По 3 НИП окончание срока реализации планируется в 2025-2027 гг. (инвесторы ООО «Карьер», ООО «Уралбумага», АО «Пермский завод «Машиностроитель»), из них по 1 НИП (инвестор ООО «Карьер») планируемый объем инвестиций достигнут, по 2 НИП (ООО «Уралбумага» и АО «Пермский завод «Машиностроитель») инвестиции в проверяемом периоде не осуществлялись.

Выполнение показателя по количеству создаваемых рабочих мест

Из 6 организаций, у которых закончился срок реализации проекта (инвесторы ООО ТК «Пермский», ООО «Красный октябрь», ООО «Кама», ООО «Кредо-строй», ООО «Кредо-Пак», ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат»), показатель по количеству создаваемых мест выполнен 5 организациями: ООО ТК «Пермский», ООО «Кредо-Пак», ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат»,
ООО «Кама», ООО «Красный Октябрь» (учитывая соотношение 2024 года и 2021 года). По ООО «Кредо-Строй» численность сотрудников в 2022 году больше, чем количество, указанное в приказе Минэкономразвития России от 25.05.2023 № 349, но меньше численности 2021 года. Динамика по этому показателю в проверяемый период разнонаправленная.

Выполнение показателя по объему уплаченных налогов

В проверяемом периоде объем налогов, уплаченных инвесторами, реализующими НИП, в общей сумме за период 2021-2024 гг. сложился ниже планового значения, за исключением ООО «Кама».

ООО «ТК Пермский», ООО «Кредо-Строй» и ООО «Кредо-Пак» с 2022 года сложилась положительная динамика поступления налогов.

Реализация НИП оказала положительное влияние на социально-экономическое положение Пермского края. По Пермскому краю в целом показатели продукции растениеводства по итогам 2024 года в сравнении
с показателями 2020 года увеличились на 56,5% (с 16,1 млрд. рублей до 25,2 млрд. рублей), объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» увеличились на 39,6% (с 1077,5 млрд. рублей до 1504,4 млрд. рублей, в т.ч. производство бумаги и бумажных изделий с 29,6 млрд. рублей до 72,2 млрд. рублей – в 2,4 раза), индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году) показал положительную динамику (97,5% в 2020 г. - 105,5% в 2024 г.).

Объектами инфраструктуры, создаваемыми в целях реализации НИП в Пермском крае, являются 15 объектов транспортной инфраструктуры (автодороги). Из 15 автодорог 12 относятся к нескольким инвестиционным проектам (к двум или трем НИП), 3 - только к 1 НИП.

Из 15 объектов инфраструктуры у 6 объектов плановый срок ввода в эксплуатацию до 2024 г. включительно, у 9 объектов – в период 2025 г.-2027 г.

Из 6 объектов (со сроком ввода в эксплуатацию до 2024 г.) - 3 объекта введены в эксплуатацию в установленные сроки («Строительство объекта «Подъездная дорога к площадке тепличного комплекса «Пермский», Пермский край, г. Чусовой, ул. Молодежная 18» (2 пусковой комплекс)», «Строительство съезда с автомобильной дороги «Обход г. Чусового» к микрорайону «Дальний Восток» г. Чусового Пермского края», «Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000»), по 3 объектам работы выполнены в срок, но документы, разрешающие ввод в эксплуатацию объектов, получены позднее установленного срока («Устройство дополнительных полос движения в сторону подъема на автомобильных дорогах Пермского края», «Реконструкция перекрестка автомобильной дороги ул. Шибановская - ул. Энгельса г. Чусовой Пермского края», «Строительство автомобильной дороги «Обход г. Чусового») по причинам переноса срока работ по озеленению и благоустройству на благоприятный период, внесения корректировок в разрешение на ввод в эксплуатацию, длительного оформления права муниципальной собственности на земельный участок.

По 9 объектам инфраструктуры сроки ввода в эксплуатацию не наступили.

Финансирование объектов инфраструктуры в рамках НИП за весь период реализации (начиная с 2005 г.[1]) за счет всех источников финансирования составляет 41 260,34 млн. рублей[2].

За проверяемый период 2021-2024 гг. на строительство данных объектов инфраструктуры фактически направлено 15 654 847,2 тыс. рублей средств бюджета Пермского края.

По результатам проведенной проверки выявлены факты причинения ущерба краевому и местному бюджетам на общую сумму 171 730,05 рублей по объектам «Строительство объекта «Подъездная дорога к площадке тепличного комплекса «Пермский», Пермский край, г. Чусовой, ул. Молодежная 18» (2 пусковой комплекс)» и «Реконструкция перекрестка автомобильной дороги ул. Шибановская - ул. Энгельса г. Чусовой Пермского края», что связано с применением не предусмотренного законодательством повышающего расчетного коэффициента при определении стоимости контрактов на осуществление функции строительного контроля, а также в связи с оплатой невыполненных работ. Директору муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» Чусовского муниципального округа Пермского края было направлено представление о принятии мер по возмещению ущерба.

Отчетность

Замечаний по отчетности не выявлено.

На основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 21.10.2023 № 2933-р, от 30.11.2023 № 3414-р и от 28.10.2024 № 3028-р[3] долговые обязательства Пермского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в 2023-2024 гг. были списаны на 1 279 452,0 тыс. рублей, в т.ч. в 2023 г. - 535 503 384 рубля, в 2024 г. - 743 948 615 рублей.

[1] строительство автомобильной дороги «Обход г. Чусового»

[2] по данным мониторинга Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края

[3]Распоряжение Правительства РФ от 21.10.2023 № 2933-р «О распределении объема списания задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам в объеме поступления в 2022 году в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов»; распоряжение Правительства РФ от 30.11.2023 № 3414-р «О списании задолженности отдельных субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», распоряжение Правительства РФ от 28.10.2024 № 3028-р «О списании задолженности Республики Башкортостан, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Татарстан, Республики Хакасия, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Алтайского края, Забайкальского края, Краснодарского края, Пермского края, Ставропольского края, Астраханской области, Белгородской области, Владимирской области, Волгоградской области, Калининградской области, Калужской области, Курской области, Московской области, Новосибирской области, Пензенской области, Томской области, Тульской области и Ярославской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×