Календарь новостей

Ссылка на новый сайт

Секреты Полишинеля

Почему депутаты против независимой экспертизы коммунальных тарифов

Евгений ПЛОТНИКОВ 19 апреля 2012

На сегодняшний день запланировано апрельское пленарное заседание краевого Законодательного собрания. Впервые в истории пермского парламентаризма его начало будет сдвинуто на послеобеденное время. Виной тому - открытие очередного Пермского форума, которыйпочему-то ежегодно проводится в третий четверг апреля, в день планового пленарного заседания.

Вот и нынче эти мероприятия опять не стали разводить по срокам. И решили ради открытия VIII Пермского форума "Человек. Общество. Страна", на которое депутаты приглашены в полном составе, "задвинуть" пленарное заседание и "порезать" его повестку едва ли не вдвое. Однако в то время, как одна часть депутатов готовила костюмы для форума, чтобы в хорошей компании послушать лекции про либерализм и "поручкаться" со второразрядными VIPами типа АлексеяКара-Мурзы, другая часть ругалась с правительством на заседаниях парламентских комитетов, которые проходили накануне пленарки.

ВЕКОВОЙ РЕМОНТ

На нынешней пленарке будут вноситься изменения в закон "О бюджете Пермского края на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Эти изменения, большая часть которых носит технический характер, презентовались на заседаниях комитетов членами правительства. Однако некоторые изменения, "спрятанные" внутри документов, вызвали совершенно справедливые претензии со стороны отдельных народных избранников.

Так, депутат Олег Жданов на заседании инфраструктурного комитета обратил внимание коллег, что часть средств, заложенных на капитальный ремонт дорог в нынешнем году, предлагается перенаправить на текущий ремонт. При этом есть послание губернатора, где указано, что необходимо увеличить количество капремонтов дорог и выйти на уровень 300-350 километров в год. Есть позиция депутатов, которые настаивают на том, чтобы капитально ремонтировалось не менее 10 процентов краевых дорог в год. Иначе дорожная сеть будет просто потеряна.

- Предложение, которое поступило от нашего краевого минтранса, - прямо противоположное, - резюмировал Олег Жданов. - Контрольно-счётная палата в своём заключении пишет, что в таком случае капитально будет отремонтировано только 32,6 километра дорог. Протяжённость дорожной сети у нас 3200 километров. Таким образом мы будем ежегодно ремонтировать только один процент дорог! Нам с такими темпами потребуется 100 лет, чтобы привести дорожную сеть в порядок. Соглашаться с такого рода изменениями в бюджет нельзя.

Депутаты требовали ответа от краевого минтранса. И обычно такие принципиальные претензии комментировала министр Елена Громова. Но нынче она "сидит на чемоданах", готовясь к переезду на работу в столицу. И, видимо, посему на комитете держал ответ Дмитрий Изосимов, и. о. министра. Он ответил достаточно предсказуемо. Мол, хорошо бы пройти с капремонтом по всем дорогам, но денег на это не хватает.

Ответ не впечатлил. Поэтому Олег Жданов заявил, что хотя в первом чтении он законопроект и поддержит, но потом обязательно подготовит поправку. Потому что "размазывание" денег "тонким слоем" дорожную сеть, увы, не укрепляет. А только создаёт иллюзию, что дороги в регионе кому-то нужны.

НА ЗАЩИТЕ РЭКа

Никак не может дойти до пленарки отчёт Контрольно-счётной палаты Пермского края по результатам проверки эффективности деятельности Региональной энергетической комиссии (РЭК). Инициатором проверки был депутат прошлого созыва Виктор Скутин, который активно занимался коммунальной проблематикой и имел массу вопросов по величине существующих тарифов. Виктор Скутин уже давно не депутат. Однако его дело живёт, но отнюдь не побеждает.

Аудитор Контрольно-счётной палаты Людмила Иконникова вновь рассказала парламентариям о своей работе в рамках проверки деятельности Региональной энергетической комиссии, которая занимается государственным регулированием тарифов на различные услуги. Затягивание сроков проверки было связано с тем, что РЭК отказывалась предоставлять документы, а сама проверка была начата только после вмешательства прокуратуры. Но даже помощи надзорного органа оказалось мало. Потому что всех интересующих документов аудитор так и не получила.

Безусловно, выводы КСП удивляют и угнетают. Ведь несмотря на хвалёные инвестиции в коммуналку и налоговые льготы, про которые постоянно и взахлёб рассказывают как члены правительства, так и представители олигархических структур, базовые тарифы на водоснабжение и водоотведение, на теплоснабжение и горячую воду, на электроэнергию и газ в нашем регионе в полтора-два раза выше, чем в аналогичных по численности населения и климатическим условиям регионах. Благодаря неусыпной работе РЭКа в вопросах государственного тарифного регулирования, наш регион по величине тарифов давно обогнал Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. И никаких предпосылок для облегчения или хотя бы сдерживания тарифного бремени в нашем регионе не предвидится.

Более того, аудитор КСП попыталась проанализировать уровень переплат потребителей, который сформировался благодаря завышенным тарифам в период с 2008 по 2011 годы. Так, в отношенииООО "Новогор-Прикамье" "необоснованное (в том числе не подтверждённое документально) завышение себестоимости в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения составило 626 миллионов 185,33 тысячи рублей". По ЗАО "Фирма "Уралгазсервис", занимавшемуся реализацией населению сжиженного газа, "не представляется возможным подтвердить экономическую обоснованность затрат общества на общую сумму 256 миллионов 670,73 тысячи рублей". По ООО "Пермская сетевая компания", специализирующемуся на продаже тепла, "не подтверждается экономическая обоснованность затрат, включённых в тарифы на 2008-2011 годы, в общей сумме 800 миллионов 475,64 тысячи рублей". У ОАО "ТГК-9", также занимающегося отпуском тепловой энергии, "не подтверждается экономическая обоснованность затрат, включённых в тарифы на 2008-2011 годы, в общей сумме 2 миллиарда 503 миллиона 162,5 тысячи рублей".

Выводы КСП неутешительны: в тарифы включены экономически необоснованные затраты. Не соблюдаются правила ценообразования при установлении тарифов. И, несмотря на реализацию инвестпрограмм в основных сферах топливно-энергетического комплекса, процент потерь ресурсов не снижается и, соответственно, отсутствуют объективные возможности снижения тарифов для потребителей на основные виды коммунальных услуг. А если говорить проще, то государственное тарифное регулирование осуществляется РЭКом крайне слабо. И вообще создаётся впечатление, что государственный орган попросту идёт на поводу у коммунальных монополий и прочих олигархических структур.

Это, кстати, подтвердилось и в ходе дискуссии на инфраструктурном комитете. Ведь на защиту РЭКа встали не только правительство в лице вице-премьера Александра Кудрявцева, заявившего, что он категорически не согласен с выводами КСП, но и некоторые депутаты. В особенности представители всё тех же монополий. К примеру, депутат и заместитель гендиректораОАО "МРСК Урала" Олег Жданов заявил по поводу результатов проверки и её выводов, что выдернутые из контекста вопросы не дают системной картины, что "неправильно делать из РЭК монстра" и что до глубоких вопросов аудиторы так и не докопались. Приблизительно о том же самом говорил Сергей Богуславский, депутат и директор Пермского филиала ОАО "ТГК-9". Все они в голос утверждали, что выводы КСП - некорректны.

Им возразил только один депутат - Алексей Луканин. Он предложил всё-таки зафиксировать факт, что экономическая обоснованность тарифов не подтверждена. И что необходимо провести независимую экспертизу тарифов в регулируемых организациях. Но он тоже получил "отлуп" от монополистов. Дескать, этим шагом депутаты расшатают общество, которое вдруг узнает, что сильно переплачивало. И инициатива Луканина не была поддержана…

ПРООБЕЩАВШИЕСЯ

Ещё один многострадальный документ - концепция долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами потребления на территории Пермского края" - должен был зайти на второе чтение на нынешнее пленарное заседание. Но неожиданно вызвал серьёзную критику на комитетах. Особенно ему досталось от членов фракции "Справедливая Россия" - Алексея Луканина и Лилии Ширяевой. Они донесли до коллег, что правительство обещало доработать концепцию, но этого не сделало. Поэтому концепция в таком виде никому не нужна.

У правительства была своя правда. Не углубляясь в суть концепции, вице-премьер Александр Кудрявцев напомнил, что документ прошёл первое чтение ещё в прошлом созыве. И у депутатов, заинтересованных в его доработке, было целых три месяца, чтобы утряс-ти все проблемные вопросы. Но поправок от народных избранников поступило всего три. И ничего по сути они не изменили. А поскольку депутатам этот документ безразличен, то вице-премьер не видит повода, чтобы тормозить его принятие во втором чтении. Кроме того, Александр Леонидович заявил, что он никому и ничего не обещал.

Взаимные упрёки продолжались довольно долго. Но депутаты всё же напомнили чиновнику, что правительство любит получать от депутатов "добро" под будущие обязательства. И не всегда их исполняет. Как это было с монетизацией льгот, которая прошла "на костях пенсионеров", хотя были обещания не допустить перекосов и проблем. Так было с краевым автовокзалом, по поводу сохранения которого также было много правительственных "обещалок". Но автовокзал сегодня продан, и крайних не найти. И нечто подобное происходит с этой концепцией. Однако мнения депутатов разделились.

- Над этой концепцией поработали все, кто хотел, - комментировал Равкат Разутдинов. - Да, она имеет ряд недостатков, поскольку основной упор там сделан на переработку бытовых отходов. Не прописана проблема промышленных отходов, не отражены вопросы экологической безопасности. Но все эти моменты можно отрегулировать через соответствующие поручения правительству. Поэтому я считаю, что концепцию можно принимать во втором чтении. Не хотелось бы, чтобы данный документ ушёл в доработку ещё на три месяца, да ещё и с неочевидным результатом.

Такого же мнения на заседании придерживался председатель комитета Виктор Плюснин. Но Алексей Луканин настаивал на том, чтобы концепция была отклонена. И чтобы правительство её полностью переделало. Поскольку споров было много, то большинство предложило идти по старому изъезженному пути. Рабочей группе вновь дали время доработать концепцию. А Алексею Луканину поручили составить список замечаний, которые правительству предстоит устранить. Так концепция программы обращения с отходами, подобно тем самым отходам, опять ушла "в переработку".