Ссылка на новый сайт


Отчёт о деятельности в 2010 году

  

Настоящий Отчёт подготовлен с учётом требований статьи 33 Закона Пермского края от 30.07.2007 г. N 78-ПК "О Контрольно-счётной палате Пермского края" о ежегодном представлении Законодательному Собранию Пермского края, губернатору и Правительству Пермского края отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты Пермского края, результатах проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.

В своей деятельности КСП ПК руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодеком РФ (далее - "БК РФ"), Законом Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" и Законом Пермского края 
"О Контрольно-счётной палате Пермского края" (далее - "Закон о КСП ПК").

Статус КСП ПК как постоянно действующего высшего органа государственного финансового контроля Пермского края, образованного Законодательным Собранием Пермского края (далее - "ЗС ПК") и подотчётного ему, закреплён в Законе о КСП ПК.

Область действия контрольных полномочий КСП ПК, в соответствии 
с Законом о КСП ПК, распространяется на органы государственной власти, организации, финансируемые за счёт средств краевого бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, в части использования указанных средств; контроль за управлением и распоряжением государственной собственностью Пермского края, иными имущественными и неимущественными правами края; на органы местного самоуправления, получающие межбюджетные трансферты, на коммерческие и некоммерческие организации, получающие средства из краевого бюджета; также, в соответствии со ст. 136 БК РФ, на КСП ПК возлагается контроль над исполнением бюджетов высокодотационных муниципальных образований.

Для выполнения задач, изложенных в статье 3 Закона о КСП ПК, осуществлялась контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность, которая, в соответствии со ст. 29 вышеназванного закона, строилась на основе годового плана, утверждённого Коллегией КСП ПК.

Как и в предыдущие годы, организация деятельности КСП ПК строилась 
на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

По прежнему, одним из важных направлений деятельности КСП ПК 
в 2010 году являлось проведение анализа межбюджетных отношений в Пермском крае, а также подготовка информации по вопросам, рассматривавшимся 
на выездных заседаниях Консультативного Совета и комитетов ЗС ПК.

Так анализ по вопросу "Влияние закрепления части федеральных и региональных налогов на уровень финансового обеспечения местных бюджетов" по итогам исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов за 2009 год показал, что изменения, внесённые в краевой Закон о бюджетном процессе, в части передачи на местный уровень дополнительных налоговых источников и сокращении сумм дотаций из краевого бюджета, позволили увеличить налоговый потенциал муниципальных районов и городских округов края и сократить зависимость их бюджетов от краевого бюджета, - что в условиях кризиса является особенно актуальным.

Новые условия межбюджетного регулирования, установленные в крае с 1 января 2009 года, увеличили самостоятельность бюджетов муниципальных районов и городских округов и позволили сократить число высокодотационных территорий

1. Деятельность КСП ПК по осуществлению контроля над исполнением краевого бюджета и использованием государственной краевой собственности

1.1. Предварительный контроль.

1.1.1. В 2010 году предварительный контроль осуществлялся КСП ПК при проведении финансовой экспертизы: проекта Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов"; проектов нормативных правовых актов по бюджетному и налоговому законодательству Пермского края, а также по вопросам управления и распоряжения государственной краевой собственностью; проектов других краевых нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, осуществляемые за счёт средств краевого бюджета, или влияющие на формирование краевого бюджета.

1.1.2. Всего в течение года КСП ПК проведена финансовая экспертиза

и подготовлены заключения на 92 проекта закона и иных нормативных правовых актов Пермского края; по итогам проведения финансовой экспертизы были сделаны следующие выводы (см. таблицу 1):

табл. 1

Мнение КСП ПК по рассмотренным законопроектам

кол-во, шт.

% от общего кол-ва

Рекомендовано для рассмотрения ЗС ПК

76

82,6

Рекомендовано для рассмотрения ЗС ПК

с последующей доработкой

11

12

Рекомендовано возвратить на доработку

(без рассмотрения на ЗС ПК)

1

1,1

Не рекомендовано вообще для рассмотрения на ЗС ПК

4

4,3

Итого:

92

100

1.1.3. В отчётном году работа по результатам экспертной деятельности, 
как и в прошлые годы, строилась на участии представителей КСП ПК в рабочих группах по доработке ко 2 чтению рассматриваемых законопроектов.

Сопровождение экспертных заключений КСП ПК с момента их направления 
в ЗС ПК позволяло в режиме конструктивного диалога с разработчиками 
и инициаторами законопроектов, депутатами и представителями Правительства края находить взаимоприемлемые решения по вопросам, акцент на которые ставился 
по результатам проведённых финансовых экспертиз.

1.1.4. В соответствии с новыми требованиями к содержанию заключений, внесёнными в Закон о КСП ПК, аудиторы в экспертных заключениях 
на законопроекты стали отражать и наличие признаков возможных коррупционных составляющих, усматривающихся в законопроектах.

1.1.5. Аудиторы КСП ПК принимали активное участие в работе над проектами законов Пермского края: "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О бюджете Пермского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов"; "О бюджетном процессе в Пермском крае", "О Методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае"; "О целевых показателях социально-экономического развития Пермского края"; над проектами концепций долгосрочных целевых программ, и пр.

В связи с изменениями бюджетного законодательства и введением долгосрочных целевых программ, утверждаемых Правительством края, а также принятыми нововведениями в нормативной базе Пермского края, КСП ПК приступила к новому виду деятельности по проведению финансовой экспертизы концепций данных программ.

Во исполнение вышеизложенных требований закона, в прошлом году нами были проведены экспертизы по пяти долгосрочным целевым программам, принятым Правительством Пермского края.

Примечание: более полно информация об экспертно-аналитической деятельности КСП ПК изложена в приложении N 1 к настоящему Отчёту, в разделе I "Экспертно-аналитическая деятельность КСП ПК".

1.2. Последующий контроль.

1.2.1. В соответствии со ст. 264.4. БК РФ и ст. 50 Закона "О бюджетном процессе в Пермском крае", в 2010 году при работе над проектом закона Пермского края "Об утверждении отчёта об исполнении бюджета Пермского края за 2009 год" были проведены внешние проверки бюджетной отчётности 25 главных администраторов бюджетных средств, 5 распорядителей и 9 получателей средств краевого бюджета, по результатам которых выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 163 859,2 тыс. руб.

1.2.2. В ходе исполнения краевого бюджета, КСП ПК ежеквартально подготавливались заключения на отчёты об исполнении бюджета, представляемые Правительством Пермского края в ЗС ПК. Анализ исполнения краевого бюджета 
за 2010 год показывает (см. рис. 1):

- увеличение как доходов, так и расходов бюджета;

- систематическое неисполнение расходов краевого бюджета (особенно средств, предусмотренных на финансирование приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов и реализацию краевых целевых программ).

 

 

2009 год

2010 год

Утверждено Законом о бюджете

Фактически исполнено

% исполнения

Утверждено Законом о бюджете

Фактически * исполнено

% исполнения

Доходы

61 907,7

65 514,0

105,8

60 114,6

69 122,2

115,0

Расходы

82 582,4

73 823,7

79,4

79 476,9

75 749,1

95,3

* исполнение краевого бюджета за 2010 год - по данным программы АЦК "Финансы" по состоянию на 17.02.2011 г.

Рис. 1. Анализ исполнения бюджетов Пермского края за 2009 и 2010 г.г., млн. руб.

1.2.3. Были организованы проверки годовых отчётов об исполнении бюджета 
в 4 высокодотационных муниципальных образованиях края (Юсьвинский МР, Пожвинское, Косинское, Юсьвинское СП). Обязательной составляющей проводимых проверок являлось определение соответствия принятых 
на муниципальном уровне нормативно-правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс, требованиям бюджетного законодательства. По сути проводилась оценка правовых условий, в которых осуществлялось формирование, утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований. В итоге установлено, что во всех проверенных муниципалитетах - регламентация бюджетного процесса не в полной мере соответствует требованиям федерального 
и краевого законодательства. По результатам контрольных мероприятий в адрес администраций муниципальных образований направлены конкретные предложения по устранению выявленных нарушений и совершенствованию бюджетного законодательства.

1.2.4. За прошедший год в порядке последующего контроля КСП ПК проведено 80 контрольных мероприятий: 68 проверок и 12 обследований. При этом первоначальный годовой план работы КСП ПК предусматривал проведение 
56 контрольно-ревизионных мероприятий. В течение года были проведены 
24 дополнительных контрольных мероприятия; из них - по поручениям 
и предложениям:

- Законодательного Собрания Пермского края - 14;

- коллегии КСП ПК - 2;

- представительных органов муниципальных образований - 3;

- Прокуратуры Пермского края - 4;

- главы муниципального района - 1.

Таким образом, 30% проведённых в 2010 г. контрольных мероприятий были внеплановыми.

1.2.5. Всего в ходе контрольных мероприятий были проверены 422 организации; кроме того, было организовано проведение 86 встречных проверок.

1.2.6. Контрольными мероприятиями в отчётном году в целом было охвачено 37 808 036,63 тыс. руб.; без учёта внешней проверки отчёта об исполнении краевого бюджета за 2009 год, - 26 399 427,1 тыс. руб., из них:

- средства федерального бюджета - 6 674 738,3 тыс. руб.;

- средства краевого бюджета - 18 459 802,5 тыс. руб.;

- средства местных бюджетов - 436 891,6 тыс. руб.;

- средства предприятий - 663 050,0 тыс. руб.;

- средства собственников жилья - 142 865,6 тыс. руб.;

- благотворительные средства - 22 079,1 тыс. руб.

Кроме того, проверены средства Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год в общей сумме 9 874 805,0 тыс. руб. 
на предмет их целевого и правомерного использования.

1.2.7. На основании соглашений о взаимодействии и сотрудничестве 
с правоохранительными органами края в двух контрольных мероприятиях приняли участие сотрудники отделения ОРЧ БЭП (К) ГУВД по Пермскому краю; в трёх проверках участвовали специалисты других организаций государственного контроля Пермского края, в некоторых мероприятиях принимали участие сотрудники прокуратуры. В целях качественного освещения отдельных вопросов контрольных мероприятий, требующих узкоспециальной квалификации, продолжена практика привлечения экспертных организаций и специалистов 
на договорной основе (в т.ч., по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов, строительства зданий и сооружений, и пр.). Информация, подготовленная экспертами и специалистами, использовалась аудиторами при подготовке заключений КСП ПК.

1.2.8. Динамика структуры нарушений законодательства, установленных КСП ПК за период 2008-2010 г.г., приведена на рис. 2.

 

Рис. 2. Изменение структуры нарушений законодательства, установленных КСП ПК, за период 2008-2010 г.г., %.

Как видно из рисунка, стабильно высоким остаётся процент средств, израсходованных неэффективно и неправомерно. Данная проблема остро стоит 
не только в Пермском крае, но и в целом в Российской Федерации, и её разрешению уделяется всё большее внимание на всех уровнях власти. Так, в бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 
на 2011-2013 годы было отмечено:

"Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных 
и муниципальных учреждений.

Практическая реализация этих решений позволит уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.".

Принимая во внимание переход органов исполнительной власти и бюджетных учреждений края на бюджетирование, ориентированное на результат, вопрос эффективности использования бюджетных средств и результативности расходов становится всё более и более актуальным и будет оставаться на постоянном контроле КСП ПК. С этой же целью, КСП ПК планирует провести мероприятия 
по мониторингу реформирования краевых учреждений, а также - проверку обоснованности стоимости государственных услуг в крае.

1.2.9. В целом в ходе проведения контрольных мероприятий в 2010 году были выявлены случаи расходования бюджетных средств с нарушениями Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального Закона N 94-ФЗ, законов и иных нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учёта и формированию отчётности, других норм законодательства Российской Федерации и Пермского края на общую сумму 2 935 089,4 тыс. руб., которая по группам нарушений распределилась следующим образом:

- нецелевое расходование - 65 593,4 тыс. руб.;

- неэффективное расходование - 931 245,4 тыс. руб.;

- неправомерные расходы - 773 403,3 тыс. руб.;

- нерациональные расходы - 4 162,0 тыс. руб.;

- потери бюджетных средств - 34 427,2 тыс. руб.;

- ущерб - 9 635,0 тыс. руб.;

- с нарушением условий предоставления субсидий - 7 304,6 тыс. руб.;

- без надлежащего оформления оснований - 285 120,3 тыс. руб.;

- иные нарушения бюджетного законодательства - 824 198,2 тыс. руб.

2. Реализация результатов контрольно-ревизионных мероприятий

В зависимости от характера выявленных нарушений и недостатков, строилась и направленная на их устранение работа, принимались соответствующие меры 
в рамках установленной компетенции и представленных полномочий. В ряде случаев, устранение нарушений осуществлялось непосредственно в ходе проверки.

В отчётном году были задействованы почти все формы реагирования на факты выявленных нарушений, предусмотренные Законом о КСП ПК.

2.1. В адрес проверенных организаций КСП ПК было направлено 
33 представления и предписания с требованиями об устранении выявленных нарушений законодательства, о восстановлении в бюджет сумм нецелевых расходов и с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы Пермского края.

Были выполнены проверяемыми организациями и сняты с контроля КСП ПК 15 представлений и предписаний; в 2010 году были восстановлены средства в сумме 3 291,5 тыс. руб., израсходованные не по целевому назначению и выплаченные 
за невыполненные работы, в том числе - 345,86 тыс. руб., израсходованные 
не по целевому назначению в прошлые периоды. 18 представлений и предписаний находятся на контроле КСП ПК и будут реализовываться в 2011 году.

2.2. В 2010 году КСП ПК участвовала в трёх судебных процессах в связи 
с проведёнными КСП ПК контрольными мероприятиями:

- по иску Регионального отделения "ДОСААФ" Пермского края к КСП ПК 
о признании незаконными действий КСП ПК по проведению проверки общественной организации и по иску Агентства по спорту и физической культуре Пермского края к Региональному отделению "ДОСААФ" о взыскании в краевой бюджет средств, использованных не по целевому назначению (КСП ПК участвовала в качестве третьего лица). Арбитражным судом сумма нецелевого использования 1 701 517 руб. расценена как неосновательное обогащение общественной организации, подлежащее взысканию в краевой бюджет. Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств 1 701 517 руб. следует рассматривать как ущерб Пермскому краю;

- по иску Дорожного агентства Пермского края о взыскании неосновательного обогащения в сумме 10 060 656 руб. с ЗАО "Фирма Уралгазсервис", приобретённого ею в результате строительства газопровода через реку Усьва в г. Чусовом 
за счёт средств областного бюджета (КСП ПК участвовала в качестве третьего лица). В связи с пропуском Дорожным агентствам срока исковой давности в удовлетворении иска отказано, что исключило возможность возмещения ущерба, причинённого бюджету края.

2.3. В течение года для принятия мер по выявленным нарушениям и для рассмотрения их на предмет наличия уголовно наказуемых деяний, были направлены: 29 материалов - в органы прокуратуры; 2 материала - в управление федеральной службы безопасности по Пермскому краю; 19 материалов - в иные правоохранительные органы. По результатам их рассмотрения возбуждено 5 уголовных дел. Два материала с признаками нарушения антимонопольного законодательства направлены в управление федеральной антимонопольной службы: по одному материалу - возбуждено административное дело, по второму - ведётся проверка. По поступившей в КСП ПК информации, за допущенные нарушения бюджетного законодательства в проверенных организациях были привлечены 
к дисциплинарной ответственности 3 сотрудника, отстранено от должности 
1 должностное лицо и произошла смена руководства в 2 учреждениях.

2.4. Следует отметить, что в истекшем году не было возбуждено 
и рассмотрено ни одного дела об административных правонарушениях, в связи 
с чем нарушители бюджетного законодательства не привлекались 
к административной ответственности. Такая ситуация вызвана тем обстоятельством, что решением Пермского краевого суда (по заявлению Прокуратуры Пермского края) были признаны не соответствующими федеральному законодательству отдельные нормы Закона Пермского края "О должностных лицах, которые вправе составлять протоколы, и уполномоченном органе, который вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов", в результате чего коллегия КСП ПК была лишена полномочий по рассмотрению административных дел.

2.5. В соответствии с Законом о КСП ПК, все Заключения КСП ПК 
по результатам контрольных мероприятий направлялись в ЗС ПК, губернатору 
и в Правительство Пермского края, а также в органы местного самоуправления 
с конкретными предложениями по устранению нарушений и недостатков, установленных в ходе проверок.

Выявленные, но не устранённые в ходе проверок недостатки и нереализованные предложения, указанные в Заключениях, находятся на постоянном контроле.

2.6. В соответствии с законодательством члены коллегии КСП ПК принимали непосредственное участие в обеспечении законотворческой и контрольной деятельности ЗС ПК, Консультативного Совета и комитетов ЗС ПК.

Осуществлялись различные формы взаимодействия с ЗС ПК. Члены коллегии КСП ПК участвовали в заседаниях, слушаниях, рабочих совещаниях, организованных ЗС ПК. Так, специалисты КСП ПК подготовили аналитическую информацию и участвовали в работе четырёх заседаний Консультативного Совета и пяти выездных заседаний комитетов ЗС ПК. В целях усиления бюджетной дисциплины в крае, продолжилась практика рассмотрения результатов контрольных мероприятий на комитетах ЗС ПК, что способствовало более эффективному расходованию бюджетных средств в последующие периоды. Всего на комитетах было рассмотрено 31 заключение КСП ПК, что позволило принять оперативные меры по пресечению и устранению нарушений бюджетного законодательства.

2.7. Принцип гласности в работе КСП ПК в 2010 году реализовывался как традиционным способом - путём опубликования результатов контрольных мероприятий и проведённых финансовых экспертиз в средствах массовой информации, так и методами внедрения современных информационных технологий. Приданию информационной составляющей в деятельности КСП ПК постоянного интерактивного характера способствовало создание официального интернет-сайта КСП ПК - ( www.ksppk.ru). Как и прежде, регулярно обновляется интернет-страница КСП ПК на официальном информационном портале Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации ( www.ach-fci.ru) "Счётные палаты России". Размещение информации о деятельности палаты осуществляется в соответствии с совместным с Федеральным центром информатизации Счётной палаты РФ регламентом.

3. Прочие аспекты деятельности КСП ПК в 2010 году

3.1. Взаимодействие с контрольно-счётными органами муниципальных образований Пермского края.

3.1.1. На конец 2010 года в Пермском крае действуют 52 контрольно-счётных органа муниципальных образований, из них: 6 - в городских округах, 38 - в муниципальных районах, 8 - в городских и сельских поселениях. Следует отметить позитивную тенденцию по снижению в Пермском крае количества муниципальных образований, в которых контрольно-счётные органы отсутствуют. Тем не менее, по-прежнему нет КСО в Суксунском, Усольском, Кочёвском, Юсьвинском муниципальных районах, что в условиях реформирования бюджетного процесса существенно осложняет исполнение представительными органами указанных муниципальных образований функций по контролю над исполнением местных бюджетов и бюджетов поселений.

В то же время, необходимо отметить усиление у органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований края негативных тенденций 
по осуществлению действий, направленных на ограничение полномочий 
и самостоятельности контрольно-счётных органов. (Очёрский , Еловский и Частинский районы) Считаем, что данный вопрос следует рассмотреть на уровне соответствующего комитета ЗС ПК.

3.1.2. В прошедшем году продолжена работа с муниципальными контрольно-счётными органами края в рамках Ассоциации контрольно-счётных органов Пермского края (далее - "Ассоциация КСО ПК"), которая была создана в 2006 году.

В рамках Ассоциации КСО ПК в 2010 году было проведено 2 совещания-семинара с членами Ассоциации. Кроме того, КСП ПК принимала участие 
в 2 выездных семинарах-совещаниях представителей Земских Собраний, городских Дум и контрольно-счётных органов муниципальных образований Пермского края, входящих в Ассоциации "Верхнекамье" (место проведения - г. Березники) 
и "Запад" (место проведения - г. Нытва).

Один из разделов сайта КСП ПК посвящён деятельности АКСО ПК - в нём публикуется информация о проведённых совещаниях-семинарах в рамках Ассоциации, вопросы и ответы, а также отчёты о деятельности КСО и планы работы на следующий год. На официальном сайте КСП ПК создан форум для обмена опытом и обсуждения наиболее значимых и актуальных вопросов, возникающих 
в ходе осуществления контрольной деятельности.

3.2. Понимая тот факт, что высокий профессионализм работников является залогом успешного осуществления ими практической деятельности, нами постоянно проводится профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников. В течение отчётного года, один специалист Контрольно-счетной палаты Пермского края прошёл обучение в ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" в г. Москва, шесть - в Филиале государственного научного учреждения "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" в Приволжском федеральном округе (г. Чебоксары).

Приложение к отчёту Контрольно-счетной палаты Пермского края за 2010 год