Ссылка на новый сайт

 

Отчёт о деятельности

Контрольно-счётной палаты Пермского края в 2015 году.

  

Настоящий Отчёт подготовлен во исполнение положений статьи 21 Закона Пермского края от 12.09.2011 г. № 808-ПК «О Контрольно-счётной палате Пермского края» (далее – «Закон «О КСП ПК») об ежегодном представлении Законодательному Собранию Пермского края, губернатору и председателю Правительства Пермского края отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты Пермского края, о результатах проведённых экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.

В Отчёте представлены результаты деятельности Контрольно-счётной палаты в 2015 году по выполнению установленных законодательством задач и полномочий.

 1. Основные итоги деятельности КСП ПК в отчётном году.

 1.1. Президентом Российской Федерации поставлена задача повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. В связи с этим, КСП ПК, в ходе контрольных мероприятий, - уделяется особое внимание оценке результативности бюджетных расходов, подготовке конкретных рекомендаций и предложений. Осуществляется постоянный контроль за принятием проверенными органами и организациями мер по устранению выявленных нарушений.

1.2. План работы отчётного года, одобренный Коллегией Контрольно-счётной палаты и утверждённый председателем КСП, - в основном, выполнен в установленные сроки.

1.3. За 2015 год, проведено 48 мероприятий, в том числе: 36 контрольных и 12 экспертно-аналитических. Контрольными проверками охвачен 91 объект. Объём проверенных средств составил более 31 млрд. рублей, в том числе: 4,2 млрд. руб. - отчётного финансового года и 26,8 млрд. руб. - прошлых финансовых периодов.

В целом, в ходе проведения контрольных мероприятий в 2015 году, - были выявлены случаи расходования бюджетных средств с нарушениями Бюджетного, Гражданского, Налогового и Градостроительного кодексов РФ, Федерального Закона № 44-ФЗ, законов и иных нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учёта и формированию отчётности, других норм законодательства Российской Федерации и Пермского края, - на общую сумму 2,7 млрд. руб., среди них: 67 541 тыс. руб. - нецелевые расходы, 132 099 тыс. руб. - неэффективные расходы, 429 885 тыс. руб.- неправомерные расходы; в сумме 2 033 374 тыс. руб. - иные нарушения.

Удельный вес выявленных нарушений в объёме проверенных средств составил 8,7%.

1.4. Учитывая современные требования, предъявляемые к контрольной дея­тельности органов внешнего финансового контроля, - КСП ПК, в ходе проведения мероприятий, - ориентировалась не только на оценку законности расходования бюджетных средств, но и на анализ эффективности использования финансовых ресурсов и государственного имущества.

Для выявления системных проблем социального и экономического развития края, объектами проверок выбирались не отдельные учреждения и организации, а группы однотипных объектов или целые направления расходования средств. Это позволяло комплексно оценивать ситуацию в проверенной сфере, сформулировать объективные выводы и находить оптимальные решения для повышения эффективности работы объектов контроля.

1.5. В 2015 году: в адрес проверенных организаций, КСП ПК было направлено 30 представлений и 9 предписаний с предложениями о принятии мер по совершенствованию нормативных правовых актов Пермского края и по устранению выявленных нарушений, в том числе – по восстановлению в бюджет сумм неправомерных расходов и нецелевого использования. В течение года, 29 представлений были выполнены проверенными организациями и сняты с контроля КСП ПК, остальные - до настоящего времени находятся на контроле КСП ПК, т.к. опротестовываются проверяемой стороной в судебном порядке.

1.6. В качестве мер, принятых для устранения выявленных нарушений и недостатков можно отметить такие, как:

- принятие Правительством края необходимых нормативных правовых актов и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты;

- привлечение к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- осуществление заказчиками претензионно-исковой работы по взысканию неустойки (задолженности) с подрядчиков (исполнителей), либо незаконно полученной выгоды с получателей бюджетных средств.

1.7. С целью восстановления в бюджете средств, КСП ПК в своей деятельности стала чаще требовать от уполномоченных органов обращения в суд для возмещения ущерба или возврата неправомерно использованных бюджетных средств.

1.7.1. Так, в рамках исполнения представлений КСП ПК в 2015 году уполномоченными органами (ГРБС ПК, органами местного самоуправления) было инициировано более 28 судебных дел. В частности, по результатам проверки «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»: в 12 районах Пермского края - были выявлены 30 случаев нарушения порядка предоставления социальной выплаты. В адрес администраций районов, КСП ПК были направлены предложения по возврату неправомерно осуществлённых выплат. В пяти муниципальных районах администрации обратились в районные суды с заявлениями о взыскании с граждан социальных выплат, в результате которых: по десяти фактам требования - судами удовлетворены, по шести – было отказано.

1.7.2. В рамках исполнения предписаний КСП ПК, Минсельхоз ПК направлены в Арбитражный суд Пермского края исковые заявления о возмещении ущерба к администрациям 4-х районов.

Судебными решениями взыскано в бюджет Пермского края средств в сумме 2 414 тыс. руб., в местные бюджеты – 667 тыс. руб. и в федеральный бюджет – 1 719 тыс. руб.; в этой связи, Минфину Пермского края, Минсельхозу Пермского края, как администраторам краевых доходов, - необходимо принять меры по контролю над поступлением указанных денежных средств в доходную часть соответствующих бюджетов.

1.7.3. Также, в 2015 году, с автономных учреждений и некоммерческих организаций культуры (в том числе, - государственных), в бюджет Пермского края в судебном порядке был взыскан ущерб на общую сумму 1 678,5 тыс. руб., причинённый вследствие нецелевого и неэффективного использования средств субсидий по мероприятиям, отнесенным к ведению Минкультуры Пермского края.

Всего, в отчётном периоде в бюджет восстановлено 4 482,47 тыс. руб.

1.7.3.1. Вместе с тем, отмечаем, что имеют место случаи формального характера действий и мер, принимаемых отдельными ГРБС по устранению и предотвращению нарушений, привлечения к ответственности недобросовестных исполнителей по государственным контрактом, получателей бюджетных средств. (Министерство культуры Пермского края, Министерство спорта, ряд администрации муниципальных районов).

В ряде случаев, проверенными организациями и уполномоченными органами допускается: откровенная подтасовка, подмена первичных документов, обосновывающих расходы; в том числе, - после проведения контрольных мероприятий, а, в ряде случаев, и непосредственно в ходе судебного разбирательства. В частности:

- Администрацией Гремячинского муниципального района - в период проверки, было представлено соглашение о предоставления субсидии для строительства межшкольного стадиона с условиями их предоставления, отличными от условий экземпляра соглашения, находящегося у ГРБС - Минспорта ПК;

- в 2015 году, в ходе судебного процесса по возмещению ущерба по мероприятию 2012 года «Белые ночи в Перми», - КГАУ «Музей современного искусства» предъявлено дополнительное соглашение к договору, о наличии которого до этого момента учреждением ранее не заявлялось: ни в судебном процессах 2013-2014 года при оспаривании представления КСП ПК, ни в ходе проверки;

- при осуществлении строительства ледового катка в г. Краснокамске заказчиком (КГБУ «Центр спортивной подготовки») акты выполненных работ, предъявленные во время проверки Росфиннадзора, как основание оплаты подрядчику, - позже в период проверки КСП ПК были заменены на другие, при этом стоимость работ была значительно завышена;

- при проверке отчётных документов по мероприятию по обучению детей плаванию Минспортом ПК были представлены договоры с получателем субсидии ООО «Сириус» с датой их заключения за три месяца до создания этой организации, также были представлены три различных вариантов договора и актов между ООО «Сириус» и МАОУ ДОД ДЮЦ «Фаворит», и т.п.

 

1.7.4. По фактам нецелевого использования бюджетных средств в Гремячинском муниципальном районе, в Министерство финансов Пермского края КСП ПК были направлены 2 уведомления о применении мер бюджетного принуждения, в результате: на основании принятых решений, в 2016 году было уменьшено финансирование муниципальному бюджету на 6 731,9 тыс. рублей

1.7.5. Во исполнение представлений КСП ПК, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, - к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц, к административной - 2 должностных лица.

1.7.6. Информация о выявленных нарушениях в течение года направлялась в Прокуратуру Пермского края. По информации, полученной из Прокуратуры: по итогам рассмотрения материалов КСП ПК, - были применены следующие меры прокурорского реагирования:

- вынесено 8 представлений главам муниципальных районов об устранении нарушений;

- по 2 направленным материалам контрольных мероприятий - проводятся проверки;

- направлено в суд исковое заявление о признании ничтожным соглашения заказчика с посреднической организацией о предоставления ей  субсидии, предназначенных для возмещения затрат бассейнам для обучения детей плаванию (ООО «Сириус»);

- по 1 материалу - приняты меры по организации надзора.

Также, по обращению КСП ПК - прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми было возбуждено дело об административном правонарушении и привлечён к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль) руководитель государственного учреждения Пермского края.

1.7.7. В правоохранительные органы было направлено 12 материалов проверок с признаками преступлений, на сегодняшний день в доследственной проверке находятся  2 материала, т.к. необходимо проведение строительной экспертизы..

Тем не менее, - не все рекомендации, изложенные в представлениях КСП ПК, - выполняются, так: в отчётном периоде, - как и в прошлом году, государственные и муниципальные заказчики не предъявляют к исполнителям, нарушавшим условия государственных контрактов, штрафные санкции, - в результате, только по проведённым контрольным мероприятиям КСП ПК установлены возможные потери бюджетов на общую сумму 1 078,3 тыс. руб. При этом, мы отмечаем, что в условиях большого дефицита, - взыскание штрафных санкций за нарушение условий контрактов является дополнительным доходным источником бюджета.

За последнее время, в законодательство Российской Федерации внесены изменения, дополняющие полномочия контрольно-счётных органов осуществлением аудита в сфере закупок и проведение экспертизы государственных программ.

Необходимо отметить, что до настоящего времени законодательством края не регламентирован порядок представления в КСП ПК проектов государственных программ для проведения их экспертизы, что не позволило реализовать данные полномочия. В этой связи, в текущем году считаем необходимым внести изменения в бюджетное законодательство края в части порядка представления в КСП ПК проектов госпрограмм и актов, вносящих в них изменения.

 2. Экспертно-аналитических деятельность.

 2.1.         В рамках предварительного, текущего и последующего контроля над формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования - проведены мероприятия по экспертизе законопроектов, контролю исполнения бюджетов за полугодие и по итогам года. В 2015 году, КСП ПК проведены финансовые экспертизы 67проектов законов и иных нормативных правовых актов Пермского края, по результатам которых подготовлены заключения с указанием 189 замечаний и предложений, и направлены в ЗС ПК, 101 замечание (предложение), содержащиеся в Заключениях КСП ПК, -были учтены при доработке законопроектов ко 2-му чтению или в нормативных правовых актах Правительства Пермского края.

Заключения на законопроекты были подготовлены, в частности:

2.1.1. На проект закона Пермского края «О бюджете Пермского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»:

Основные замечания к законопроекту:

- проект бюджета сформирован на основании проектов нормативных актов, в частности, налогового законодательства, и с нарушением процессуальных сроков формирования бюджета;

- при формировании бюджета, - сроки реализации государственных программ продлеваются на промежуточных этапах, то есть, - до их полного завершения, что исключает возможность проведения итоговой объективной оценки эффективности реализации государственных программ, которая могла бы показать, в целом, - отсутствие необходимости или, напротив, необходимость продолжения реализации программных мероприятий, с учётом выполнения мероприятий в полном объёме;

- экспертиза реестра расходных обязательств показала, что, в ряде случаев, - в бюджет Пермского края включались как расходные обязательства – расходы, не имеющие необходимого правового обоснования; также - в реестр не включены действующие расходные обязательства, утверждённые нормативными правовыми актами Пермского края;

- в последних редакциях госпрограмм ПК - по ряду целевых показателей, наблюдается несоответствие целевым показателям Программы СЭР ПК.

2.1.2. Во исполнение рекомендаций Заключения КСП ПК на проект закона Пермского края «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета Пермского края за 2014 год», в соответствии с требованиями п. 3 ст. 139 БК РФ, - Правительством Пермского края утверждён[1] перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Пермского края.

2.1.3. Предложения, указанные в заключении КСП ПК на проект бюджета ПК на 2015-2017 годы в части неправомерного предоставления дотаций отдельным поселениям ПК[2], - учтены в законопроектах о внесении изменений в Закон ПК от 13.09.2006г. №11-КЗ «О методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае» и Закон ПК от 12.10.206г. №11-КЗ «О бюджетном процессе в Пермском крае».

2.1.4. В заключении на проект Закона Пермского края «О внесении изменений в Закон Пермского края «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы», КСП ПК были изложены существенные замечания в части межбюджетных отношений в Пермском крае:

- предлагаемое законопроектом увеличение показателя дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований с 1,2 раз до 1,7 раз - не будет способствовать решению проблемы, обозначенной в Программе СЭР ПК: «высокая дифференциация муниципальных образований Пермского края в уровне их бюджетной обеспеченности» и войдет в противоречие с одной из задач Программы СЭР ПК, вытекающей из указанной проблемы - «сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности»;

- предлагаемое исключение показателей «Индекс обеспеченности бюджетов муниципальных районов, городских округов», «Доля налоговых, неналоговых доходов в общем объёме доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, городских округов без учёта субвенций», наряду с увеличивающейся дифференциацией в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований – может свидетельствовать об отсутствии у Правительства Пермского края механизмов стимулирования роста финансовой самостоятельности бюджетов.В результате: проблемы, обозначенные в Программе СЭР ПК («высокий уровень дотационности муниципальных образований, не позволяющий эффективно и в полной мере реализовывать свои полномочия по решению вопросов местного значения», «значительная степень зависимости бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи из краевого бюджета») - невозможно будет оценить, и их решение не будет являться целью Правительства Пермского края.

Указанные замечания КСП ПК не были учтены при доработке законопроекта ко 2 чтению, что, в дальнейшем, может привести к трудностям межбюджетного регулирования в крае в связи с высоким уровнем дифференциации уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований края.

2.2. Во исполнение поручений Законодательного Собрания Пермского края, для подготовки информации к выездным заседаниям Консультативного Совета и комитетов Законодательного Собрания Пермского края на 2015 год, - проведено 10 экспертно-аналитические мероприятия, в частности, по следующим вопросам:

2.2.1. «Совершенствование механизма реализации программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета с целью достижения показателей социально-экономического развития Пермского края».

Результаты проведённого анализа показали, что все муниципальные районы и городские округа Пермского края, за исключением Гайнского муниципального района, - с 2015 года перешли на программный бюджет. В муниципальных образованиях, где в нормативных правовых актах не была прописана норма проведения экспертизы проектов муниципальных программ контрольно счётными органами, - такая экспертиза не проводилась.

Предложения КСП ПК по рассматриваемому вопросу были учтены Постановлением Законодательного собрания Пермского края от 25 июня 2015 г. № 1867 «Об итогах проведения выездного заседания комитета ЗС ПК по бюджету в муниципальном образовании г. Кудымкар».

Было рекомендовано Правительству Пермского края внести изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», устанавливающие необходимость обоснования корректировки показателей результативности государственных программ при внесении изменений в бюджет Пермского края в случае изменения объёмов финансирования государственных программ, а также изменения в модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования», предусматривающие рекомендации муниципальным образованиям о направлении проектов муниципальных программ на рассмотрение представительным органам муниципальных образований и экспертизу в контрольно-счётные органы муниципального образования. Указанные предложения были реализованы в 2015 году.

2.3.В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края 11.12.2014 № 1585, для подготовки информации к выездному заседанию Консультативного совета Законодательного Собрания Пермского края, - было проведено экспертно-аналитического мероприятия по анализу законности, целевой направленности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае».

Актуальность проведения данного мероприятия заключается в том, что, на сегодняшний день, уровень благоустройства сельских домовладений, обеспеченность жильем граждан в сельской местности и уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в Пермском крае - ниже в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа. По результатам экспертно-аналитического мероприятия, установлены следующие недостатки и нарушения.

2.3.1. Выявлены многочисленные нарушения в 20-ти муниципальных районах края на общую сумму 57 881,2 тыс. руб. В связи с причинением ущерба бюджетам всех уровней, переплатой социальной выплаты, утратой права на социальную выплату, 30 получателей социальной выплаты - обязаны вернуть 13 832,6 тыс. руб. во все уровни бюджетов.

По характеру, выявлены различные недостатки, из них:

- в части признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также отсутствие контроля за органами местного самоуправления сельских и городских поселений в части выполнения ими полномочий постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- в оформлении документов гражданами, молодыми семьями (молодыми специалистами) и отсутствие контроля со стороны органов местного самоуправления за достоверностью и подлинностью представленных гражданами, молодыми семьями (молодыми специалистами) документов.

2.3.2. Анализ объектов строительства (реконструкции), утверждённых в программе показал следующее. В соответствии с заявленными сроками строительства и фактического выполнения работ по заключенным контрактам - планировалось завершение в 2014 году строительства 20-ти объектов. Однако, по состоянию на начало 2015 года - закончены только 12. Выполнение строительно-монтажных работ на оставшихся 8-ми объектах - сложилось в диапазоне от 0% до 80%.

Анализ соблюдения условий в части наличия положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации объектов социальной и инженерной инфраструктуры показал следующее.

  • Министерством сельского хозяйства Пермского края приняты положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, подготовленные не федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а краевым государственным автономным учреждением экспертизы.

В итоге: по 32-м объектам строительства - Министерством сельского хозяйства Пермского края неправомерно приняты решения о финансировании инвестиционных проектов. С нарушением условий, выделены средства федерального бюджета в сумме 201 322,9 тыс. руб., из краевого бюджета – 97 749,4 тыс. руб.

  • К отдельным заявкам муниципальных районов - представлены положительные заключения государственной экспертизы только в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, а не проектно-сметной документации.

Таким образом, Министерством сельского хозяйства Пермского края неправомерно приняты положительные решения о финансировании 5-ти объектов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры. С нарушением условий, выделены средства федерального бюджета в сумме 10 955,5 тыс. руб.

2.3.3. В соответствии с Планом-графиком синхронизации выполнения программ газификации по Пермскому краю, утверждённым в 2014 году Председателем Правления ОАО «Газпром» и губернатором Пермского края, предусмотрены обязательства ОАО «Газпром» по строительству межпоселковых газопроводов и обязательства Пермского края по строительству распределительных газопроводов в населенных пунктах.

Если обязательства Пермского края выполнены, то ОАО «Газпром» к работам по строительству межпоселкового газопровода не приступало.

Соответственно, целевые индикаторы и показатели результативности по данным объектам - не достигнуты и равны нулю. Бюджетные средства в общей сумме 59 547,6 тыс. руб. - использованы безрезультатно и неэффективно.

В условиях дефицита бюджета Пермского края и жестких бюджетных ограничений, при проверке строительства объекта газоснабжения жилых домов в селе Нижние Муллы Пермского муниципального района, которое осуществлялось в 2013-2014 годах с привлечением средств всех уровней бюджетов в общей сумме фактических затрат 22 863,0 тыс. рублей, - установлено, что по этим же адресам (улицам) находится ещё один объект газификации жилых домов, выполненный преимущественно надземным способом из стальных труб и не введенный в эксплуатацию.

В результате отсутствия должного контроля и бездействия со стороны заказчика и администрации Пермского муниципального района по объекту капитального строительства 2007 г.: - бюджету Пермского края нанесён ущерб в сумме 3 001,5 тыс. рублей, бюджету Пермского муниципального района – в сумме 1 286,4 тыс. руб.

Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрена на заседании Консультативного совета Законодательного Собрания Пермского края; Законодательным Собранием Пермского края принято постановление от 21.05.2015 № 1828, включая 8 рекомендаций КСП ПК в адрес Правительства Пермского края. Все рекомендации КСП ПК выполнены: Правительством Пермского края приняты Постановления от 19.08.2015 № 547-п, 05.10.2015 № 786-п, от 23.10.2015 №894-п.

2.3.4. «Об опыте и проблемах осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности».

По результатам проведённого мероприятия, КСП ПК был сделан вывод, что проблемы муниципальных образований Пермского края по вопросам пожарной безопасности, в основном, - связаны с высоким уровнем дотационности большинства из них, что не позволяет им в полной мере и без нарушения законодательства решать вопросы обеспечения пожарной безопасности.

Предложения КСП ПК по рассматриваемому вопросу были учтены Постановлением ЗС ПК от 27.08.2015г. № 1966 «Об опыте и проблемах осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности».

Из основных рекомендаций указанного постановления, можно отметить рекомендацию Правительству Пермского края - рассмотреть возможность предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края органам местного самоуправления муниципальных образований, находящимся вне зоны охвата подразделениями федеральной и краевой государственной противопожарной службы, которые согласностатье 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеют право на создание муниципальной пожарной охраны в связи с дотационностью их бюджетов свыше 20%, на развитие добровольной пожарной охраны, а также рекомендацию администрации губернатора Пермского края - разработать в рамках работы штаба по созданию и развитию добровольной пожарной охраны рекомендации поэтапного перевода подразделений муниципальной пожарной охраны в подразделения добровольной пожарной охраны (в форме добровольной пожарной команды) и провести семинары в муниципальных районах Пермского края в случае принятия решения о реорганизации (ликвидации) подразделений муниципальной пожарной охраны.

2.3.5. «Анализ результатов изменения законодательства в части предоставления субсидий из бюджета Пермского края на реализацию приоритетных муниципальных и инвестиционных проектов муниципальных образований. Оценка освоения муниципальными образованиями субсидий из регионального бюджета за период 2013-2015 годов».

Результаты проведённого экспертно-аналитического мероприятия показали, что в программном бюджете Пермского края: существенная часть средств (1,8%), направляемая муниципальным образованиям края на реализацию приоритетных региональных проектов и инвестиционных проектов (далее по тексту - «ПРП и ИП») - не имеет целевых показателей, что является нарушением п. 3 ст. 139 БК РФ. Часто меняющееся законодательство по предоставлению субсидий на реализацию ПРП и ИП, отсутствие целевых показателей по конкретным субсидиям - приводят к несвоевременному предоставлению МО субсидий из бюджета Пермского края, невозможности организовать надлежащий контроль, неопределённости в распределении ответственности ИОГВ и ОМСУ за расходование субсидий, и, соответственно, - к снижению эффективности их использования и не достижению результатов;

Предложения КСП ПК по рассматриваемому вопросу были учтены Постановлением ЗС ПК от 10.12.2015г. № 2133 «Об итогах проведения выездного заседания депутатов комитета ЗС ПК по бюджету в ГО «город Губаха».

Было рекомендовано Правительству Пермского края:

- при принятии нормативных правовых актов Правительства Пермского края о распределении субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) - устанавливать целевые показатели результативности по каждому проекту, мероприятию;

- внести изменения в Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов муниципальных образований Пермского края, предусмотрев ответственность органов местного самоуправления за невыполнение установленных показателей результативности;

- подготовить и внести на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона Пермского края «О внесении изменений в Закон Пермского края от 02.09.2014 № 357-ПК "О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края» в части:

  • изменения принципов распределения субсидий из бюджета Пермского края, предусмотрев стимулирующие меры в отношении муниципальных районов и городских округов, наращивающих доходную базу местных бюджетов, наиболее полно осваивающих субсидии, достигающих целевые показатели и использующих при реализации субсидий механизмы муниципально-частного партнерства;
  • введения нормы об уменьшении бюджетам муниципальных образований субсидий из бюджета Пермского края на сумму средств, не использованных муниципальными образованиями за период два и более календарных года.

3. По запросу депутатов комитета по социальной политике ЗС ПК, проведён анализа обоснованности величины прожиточного минимума пенсионера на 2016 год, установленного Законом Пермского края от 29.10.2015 г. №556-ПК «О величине прожиточного минимума пенсионера в Пермском крае для установления социальной доплаты к пенсии на 2016 финансовый год» в размере 7 731 руб. (в первоначальной редакции)[3].

Результаты проведённого анализа показали целесообразность увеличения величины прожиточного минимума пенсионера в Пермском крае до 8 175 руб, что было учтено Законом Пермского края от 21.12.2015 № 595-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О величине прожиточного минимума пенсионера в Пермском крае для установления социальной доплаты к пенсии на 2016 финансовый год».

Аудиторы палаты активно участвовали в работе по подготовке законопроектов ко второму чтению в рабочих группах. От КСП было направлено 57 поправок, из которых рабочими группами 43 - принято.

3. Контрольная деятельность;

3.1. В отчётном году, КСП ПК проведено 36 контрольных мероприятия, из них, 10 мероприятий - включены в план работы дополнительно (3 – поручения Законодательного Собрания ПК, 2-по просьбе правоохранительных органов, 4 – по решению коллегии КСП ПК, 1 – по предложению Счётной палаты РФ); при этом, учитывая существующие формы контроля закреплённые Законом «О КСП ПК», кроме финансового аудита - было проведено 6 аудитов закупок и 2 аудита эффективности.

3.2. В 2015 году, Контрольно-счётной палатой проводились проверки законности и эффективности использования средств, направленных на строительство, ремонт и содержание дорог регионального значения; организацию образовательного процесса в крае; на реализацию мероприятий государственных программ в области физкультуры и спорта, здравоохранения, общегосударственных вопросов и по другим направлениям расходов, а также эффективность использования государственной собственности края. Анализировалась деятельность ряда учреждений дошкольного, начального и среднего образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания населения.

По-прежнему, большое внимание уделялось проверкам строительства и реконструкции объектов краевой и муниципальной собственности, финансируемых за счёт субсидий из краевого бюджета, анализу деятельности органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территорий, организации и исполнения бюджетного процесса.

Так при проведении проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство универсальной спортивной площадки с искусственным покрытием в г. Гремячинск, - было установлено, что, при отсутствии в местном бюджете средств для строительства стадиона, - администрацией района в целях изыскания недостающих средств, на строительство Стадиона была направлена субсидия в сумме 6 644,9 тыс. руб., выделенная району из краевого бюджета с целевым назначением - «на обеспечение качественным спортивным инвентарем муниципальных детско-юношеских спортивных школ (спортивный резерв по видам спорта)». Вместо приобретения инвентаря, - субсидия была израсходована на оплату работ по строительству Стадиона, производимых подрядной организацией ООО «Акрополь-М» по муниципальному контракту, в частности, - произведена оплата за покрытие для футбольного поля «искусственный газон», что, на основании ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, - является нецелевым использованием бюджетных средств.

Одновременно, проведённой в Министерстве спорта проверкой было установлено, что предоставление Гремячинскому МР субсидии на обеспечение качественным спортивным инвентарем муниципальных детско-юношеских спортивных школ  - осуществлено Министерством спорта с нарушениями условий их предоставления, установленных нормативным правовым актом Пермского края[4] (далее – Порядок предоставления субсидий):

В соответствии с п. 2.2. Порядка предоставления субсидий, - субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Установление Министерством спорта в соглашении с муниципалитетом право: «использовать предоставленную субсидию на выполнение работ по строительству и приобретению оборудования для строительства объекта «Универсальная спортивная площадка»,не соответствующего целям предоставления субсидии - создало предпосылки (условия) для нецелевого использования субсидии получателем субсидии.

Проверкой исполнений обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами, - установлены случаи превышения подрядчиками (исполнителями) срока выполнения работ; задержки составляли до 14 мес. При этом, Администрация района не требовала уплаты неустойки, предусмотренной условиями муниципальных контрактов (договоров). В результате неприменения Администрацией района права взыскания штрафных санкций с исполнителей работ, нарушивших договорные обязательства - размер неустойки и, соответственно, возможные потери бюджета Гремячинского МР, составили 1 078,3 тыс. руб.

Бездействие Администрации района по вопросу применения права предъявления штрафных санкций, приводящее к игнорированию законных интересов муниципального образования и фактическому предоставлению выгоды коммерческим организациям-подрядчикам, - даёт основания усматривать коррупциогенные признаки в деятельности ответственных лиц Заказчика.

Коллегией КСП ПК было принято решение, в соответствии со ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ, о применении к администрации Гремячинского муниципального района бюджетных мер принуждения за допущенное нецелевое использование бюджетных средств. В целях исполнения решения КСП ПК о применении бюджетной меры принуждения - Министерством финансов Пермского края издан приказ о бесспорном взыскании с администрации Гремячинского муниципального района средств в сумме 6 644,9 тыс. руб., использованных не по целевому назначению.

3.3. Во исполнении требований статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», КСП ПК в отчётном году проведено 6 аудитов в сфере закупок путём анализа и оценки результатов произведённых закупок для определения достижения целей реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Пермского края и направленных на выполнение функций и полномочий государственных органов. Аудит проведён в отношении 8 государственных заказчиков, при этом, - проверками охвачено 231 государственный контракт, на сумму 189,9 млн. руб.

По итогам аудита, выявлено 119 нарушений законодательства о контрактной системе - по результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам на сумму 58,8 млн. рублей. По результату аудита, в адреса ГРБС было направлено 2 представления и 1 предписание, в которых были указаны предложения по совершенствованию контрактной системы и меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки.

3.4. В рамках контрольного мероприятия «Проверка исполнения законодательства при организации и расходовании бюджетных средств, направленных на проведение фестиваля «Белые ночи в Перми» в 2014 г.», - на основании обращений КСП ПК, в 2015 г.:

- Прокуратурой ПК проведена антикоррупционная экспертиза положений постановления Правительства ПК от 13.04.2010 № 158-п «Об утверждении Порядка расходования средств бюджета ПК на проведение мероприятий в сфере культуры, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и качества жизни в Пермском крае», - по результатам которой, в адрес Правительства ПК было внесено требование об изменении указанного постановления с целью исключения из него коррупциогенного фактора. Правительством данное постановление - с 03.07.2015 г. признано утратившим силу;

3.5. В результате претензионно-исковой работы, проводимой КСП ПК в сфере культуры, в течение 2014-2015 гг. в судах первой и апелляционной инстанций по результатам проверки эффективности планирования и использования ресурсного обеспечения при организации фестиваля искусств «Белые ночи в Перми» в 2013 г.:

- в доход краевого бюджета в 2015 г. взыскан ущерб, причинённый краевыми учреждениями, в общей сумме 1 678,5 тыс. руб. (в т.ч.: 581,1 тыс. руб. - КГАУК «Пермский академический Театр-Театр»; 573,9 тыс. руб. - КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики», АНО «Пермь-36» - 463,5 тыс. рублей);

- в отношении ущерба в сумме 179,5 тыс. руб., причиненного КГАУ «Музей современного искусства», - позиция КСП ПК в полном объёме подтверждена решениями первой и апелляционной инстанций.

3.6. В 2015 году был проведён Аудит эффективности использования средств, направляемых на оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам Пермского края в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – «ТПГГ»).

Итоги проведённого аудита показали недостаточную эффективность использования средств, направляемых на оказание первичной медико-санитарной помощи: из 12 выбранных критериев значения показателей соответствовали в полной мере по 2 критериям; соответствовали не в полной мере - по 7 критериям; не соответствовали - по 3 критериям.

Не в полном объёме утверждены нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы в указанной сфере, выявлены факты нарушений лицензионных требований при выдаче лицензий.

Достигнуты не все целевые показатели подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» ГП «Развитие здравоохранения» и показатели, характеризующие критерии доступности и качества медицинской помощи, установленные ТПГГ.

Выявлены факты несоблюдения положений и условий, определенных ТПГГ, зафиксирован рост количества обращений граждан по проблемам  оказания медицинской помощи.

Отчёты по результатам контрольных мероприятий заслушивались на заседаниях комитетов Законодательного Собрания края, по итогам которых принимались меры депутатского реагирования.

 4. Взаимодействие КСП ПК с государственными органами, другими контрольными и правоохранительными органами.

4.1. В соответствии со статьёй 20 Закона о КСП ПК в рамках заключенных соглашений осуществляется взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, с правоохранительными органами Российской Федерации, в частности: Прокуратурой Пермского края, Главным управлением МВД по Пермскому краю, Следственным управлением СК РФ по Пермскому краю; со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счётными органами муниципальных образований края.

4.2. За отчётный год, проведено 3 контрольных мероприятия с участие правоохранительных органов, 1 - с участием Счётной палаты Российской Федерации.

4.3. В связи с обращением Счётной палаты РФ об участии субъектов РФ в подготовке информации для экспертно-аналитического мероприятия Счётной палаты РФ «Об оценке эффективности использования финансовой помощи, предоставленной субъектам РФ за счёт средств федерального бюджета, в т.ч., оценку влияния такой помощи на объём и структуру государственного долга субъекта РФ», - КСП ПК проведено соответствующее мероприятие, в том числе по оценке влияния финансовой помощи из федерального бюджета на объём и структуру государственного долга Пермского края. Результаты оценки отражены в сводной информации КСП ПК, направленной в Счётную палату РФ.

По результатам, установлено, - финансовая помощь из федерального бюджета, предоставленная бюджету края в виде бюджетных кредитов, - существенно повлияла на объём и структуру государственного долга (на 01.09.2015 - заимствования из федерального бюджета составили 75,2% в структуре краевого долга), минимизировала стоимость государственных заимствований (замещение привлечения коммерческих кредитов под 8,14-12,88% годовых на бюджетные кредиты под 0,1% годовых позволяет сократить расходы на обслуживание долга) и риски, связанные с зависимостью расходов краевого бюджета по погашению и обслуживанию долга от изменения рыночной конъюнктуры. В связи с тенденцией возрастания государственного долга возникает необходимость в усилении контроля по вопросам формирования, структуры и эффективности управления государственным долгом Пермского края.

4.4. В 2014 году КСП заключила новое соглашение о сотрудничестве со Счётной палатой РФ, и, в настоящее время, - входит в состав Совета контрольно-счётных органов при Счётной палате Российской Федерации.

4.5. В целях совершенствования внешнего финансового контроля на территории края продолжено сотрудничество с контрольно-счётными органами муниципальных образований края, в рамках Ассоциации контрольно-счётных органов Пермского края, созданная в 2006 году.

За прошедший год, контрольно-счётными органами муниципалитетов было проведено 971 контрольное мероприятие, при этом: охвачен 1091 объект контроля. В ходе контрольных мероприятий, объём проверенных средств составил 84,9 млрд. руб. Выявлено нарушений и недостатков  на сумму 5,9 млрд. руб., в том числе: 9 489,95 тыс. руб. - нецелевых расходов, 691 576,44 - неэффективных расходов.

Во исполнение представлений и предписаний контрольно-счётных органов, устранено финансовых нарушений на сумму 1 863 065,96 тыс. руб., в том числе: возмещено средств в бюджет - 14 868,94 тыс. руб., выполнено, по требованию КСП  работ, оказано услуг - на сумму 19 361,96 тыс. руб. В правоохранительные органы направлено 329 материалов, по результатам рассмотрения которых возбуждено 10 уголовных дел, к дисциплинарной ответственности привлечено 268 человек.

5. Обеспечение деятельности КСП ПК.

5.1.         В целях реализации положений статьи 19 Закона  «О КСП ПК» «Гарантии прав проверяемых органов и организаций» - все акты, составленные Контрольно-счётной палатой при проведении контрольных мероприятий, - доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций, а также - рассматриваются, с участием проверяемой стороны, разногласия, направленные в КСП ПК.

5.2. Кадровое обеспечение деятельности КСП ПК.

5.2.1. В КСП ПК, на 01.01.2016 года, работает 53 гражданских служащих; все имеют высшее образование, из них: более 73% - базовое высшее профессиональное экономическое или финансовое образование, 11,5% - юридическое, более 17% - имеют два высших образования.

Средний возраст государственных служащих в КСП ПК составляет 46,9 лет.

5.2.2. Организация государственной службы в КСП ПК строится в соответствии с действующим законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции.

В целях обеспечения равных прав граждан на доступ к государственной службе, а гражданских служащих - на должностной рост, в 2015 году в Палате проведено два конкурса для зачисления в кадровый резерв.

5.2.3. Первостепенное внимание уделялось повышению квалификации служащих в рамках дополнительного профессионального образования. За год, 13 сотрудников повысили свою квалификацию в институте системного анализа Счётной палаты Российской Федерации.

5.2.4. Информации о коррупционных правонарушениях служащих Контрольно-счётной палаты Пермского края - в 2015 году не поступало.

5.3. Реализация принципа гласности в работе КСП ПК.

Принцип гласности в работе КСП ПК в 2015 году реализовывался как традиционным способом – путём опубликования результатов контрольных мероприятий и проведённых финансовых экспертиз в средствах массовой информации, так и методами внедрения современных информационных технологий. Приданию информационной составляющей в деятельности КСП ПК постоянного интерактивного характера способствовало использование официального интернет-сайта КСП ПК – (www.ksppk.ru). За прошедший год, на сайте было размещено более 100 информаций о деятельности КСП и зафиксировано 4 524 посещений сайта.

Как и прежде, регулярно обновляется интернет-страница КСП ПК на официальном информационном портале Счетной палаты Российской Федерации и Контрольно-счётных органов Российской Федерации. Размещение информации о деятельности палаты осуществлялось во исполнение требований Закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011 г.[5], в соответствии с совместным с Федеральным центром информатизации Счётной палаты РФ регламентом.

Информация официального сайта КСП ПК использовалась информационными агентствами Пермского края.

5.4. Организационно-методическая деятельность КСП ПК.

Методическое обеспечение деятельности Палаты осуществляется во исполнение статья 10. Закона «О КСП ПК» на основании разработанных стандартов внешнего государственного финансового контроля. В отчётном году, нами было подготовлено пять стандартов, данная работа будет продолжена и в 2016 году. Также, используются материалы и документы размещённые в Электронной библиотеке АКСОР, путем их адаптации к условиям Пермского края.

5.5. В деятельности КСП ПК используются программные комплексы и системы, в частности:

-   Система автоматизации финансово-казначейских органов Автоматизированный центр контроля исполнения бюджета (АЦК «Финансы») Министерства финансов Пермского края;

-   Программа создания и корректировки информационного фонда (СКИФ) Министерства финансов Пермского края;

-   «Контроль показателей эффективности Управления Федерального казначейства по Пермскому краю» (КПЗ);

-   ПК «Гранд-Смета»;

-   Справочная правовая система «Консультант Плюс», электронно-правовой справочник «Гарант»;

- Информационная аналитическая система «Селда», предназначенная для анализа осуществляемых закупок для государственных нужд Пермского края.

5.5.1. В 2015 году КСП ПК имела доступ кИнтегрированной системе электронного документооборота, архивов и управления потоками работ Пермского края (ИСЭД), что позволяло оперативно получать информацию для осуществления КСП ПК внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений в Пермском крае и повышения эффективности проведения контрольных мероприятий, так как упрощалась процедура взаимодействия между ИОГВ ПК и КСП ПК. Однако, в конце 2015 года КСП ПК было отказано в допуске к ИСЭД, что осложнило осуществление полномочий палаты и затягивает процесс проведения экспертных и контрольных мероприятий. Например, в случае предоставления по запросу КСП ПК государственных заданий, всех изменений к ним, отчётов об исполнении государственных заданий, - ИОГВ ПК требуется осуществить трудоёмкую и продолжительную по времени процедуру: провести процесс регистрации, рассмотрения, направления запроса исполнителю; исполнителю необходимо найти и подготовить (копировать) значительный объём информации; подготовить ответ на запрос с последующим его согласованием и регистрацией; подготовленную информацию - отправить по почте или курьером в КСП ПК.

Учитывая сложившуюся ситуацию, считаем целесообразным в этом году внести изменения в текст Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 24.09.2015 № 1992 «О доступе Контрольно-счётной палаты Пермского края к информационным системам и ресурсам органов государственной власти Пермского края», дополнив его информационной системой «Интегрированная система электронного документооборота, архивов и управления потоками работ Пермского края» (ИСЭД).

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты Пермского края                             Ю.В. Новоселов


[1] Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2015 г. n 1013-п «Об утверждении перечня расходных обязательств муниципальных образований Пермского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета пермского края, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

[2] Запрос в Министерство Финансов РФ от 06.02.2015г. № 1-10/78.

[3] Законопроект не был направлен в КСП ПК для подготовки заключения.

[4] Постановление Правительства Пермского края от 27.12.2013 № 1815-п «Об установлении расходного обязательства Пермского края по обеспечению качественным спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ (спортивный резерв по видам спорта) и утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края на обеспечение качественным спортивным инвентарем муниципальных детско-юношеских спортивных школ (спортивный резерв по видам спорта)» - (далее – Порядок предоставления субсидии).

[5] Закон РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».