Новости
О палате
Открытые данные
План работы
Контрольно-ревизионная деятельность КСП
Экспертно-аналитическая деятельность
Результаты деятельности КСП
Нормотворческая деятельность КСП
СМИ о нас
Официальные выступления и заявления председателя и заместителей председателя КСП
Государственные заказы для нужд КСП
Противодействие коррупции
Государственная гражданская служба в КСП ПК
Порядок поступления граждан на гражданскую службу
Порядок работы с персональными данными
Конкурсы
Квалификационные требования
Обращения граждан и иных лиц
Личный прием граждан и иных лиц
Письменные обращения
Принятые меры по обращениям граждан и иных лиц
Порядок обжалования правовых актов КСП
Обзор обращения граждан
КСО Пермского края
Ассоциация КСО Пермского края
КСО Муниципальных образований Пермского края
Полезные ресурсы
Ссылка на новый сайт

По результатам проведения аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 г.г.

(утверждено решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Пермского края 29.03.2013, протокол N 6)

Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы госгарантий, проводился за период 2010-2012 годы в соответствии с разработанными Счетной палатой Российской Федерации Методическими материалами по проведению контрольного мероприятия, на основе финансовой отчетности, статистической отчетности формы N 62 "Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению", а также информации, предоставленной Министерством здравоохранения Пермского края, Территориальным Фондом ОМС ПК, медицинскими учреждениями края.

Анализ нормативных правовых актов по вопросам реализации Программы госгарантий показал, что в 2010-2012 годах исполнительные органы власти края при их разработке руководствовались федеральным законодательством.

Главной проблемой Программы госгарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи является несбалансированность потребности в средствах на ее реализацию с имеющимися финансовыми ресурсами. Это приводит к снижению ее доступности для населения края и способствует увеличению числа случаев оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.

Как показал анализ утвержденной стоимости Программы и фактической потребности в финансовых средствах на ее реализацию, Программа обеспечивается финансовыми ресурсами с дефицитом.

За анализируемый период дефицит финансового обеспечения Программы госгарантий снизился с 26,9% в 2010 году до 7,4% в 2012 году. Тем не менее, размер дефицита остается значительным (в 2012 году -1 754,2 млн. руб.), что оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи населению края.

Программой госгарантий ежегодно утверждаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

Анализ медико-демографических показателей, сложившихся в Пермском крае в 2010 и 2011 годах в сравнении с прогнозируемыми значениями показал, что в основном все показатели по смертности, инвалидности и заболеваемости социально-значимыми болезнями оказались ниже прогнозируемых, за исключением следующих показателей:

- смертность населения от онкологических заболеваний (случаев на 100 000 человек населения) в 2010 и 2011 годах составила 197,9 и 199,5 соответственно (прогнозируемое значение - 192,4);

- материнская смертность (случаев на 100 000, родившихся живыми) в 2011 году - 24,4 (прогнозируемое значение - 21,3).

Доступность и качество медицинской помощи характеризуют показатели о выполнении объемов медицинской помощи по видам на 1 жителя; эффективном использовании ресурсов здравоохранения; кадровом потенциале и других, в сравнении с показателями, установленными Программой госгарантий.

В ходе проведения аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы госгарантий, выявлены следующие проблемы, являющиеся характерными для большинства учреждений края:

1. Согласно федеральному законодательству оплата медицинской помощи за счет средств ОМС по медицинским учреждениям производится только в пределах утвержденных объемов. В результате не оплачивается медицинская помощь, оказанная при перевыполнении государственного (муниципального) задания, а также гражданам, не имеющим страховых медицинских полисов.

2. Получение медицинскими учреждениями оплаты за оказанную медицинскую помощь в неполном объеме приводит к возникновению кредиторской задолженности перед поставщиками услуг, в т.ч. по медикаментам, предметам медицинского назначения, расходным материалам и пр.

3. Серьезное негативное влияние на деятельность в сфере здравоохранения оказывает неукомплектованность медицинских учреждений кадрами, что приводит к снижению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, особенно в сельской местности.

Так, укомплектованность врачами-специалистами в обследованных медицинских учреждениях муниципальных районов без учета совмещения и совместительства составила от 64% до 80,0%. Имелась потребность по следующим врачам - специалистам: нарколог-психиатр, хирург, акушер-гинеколог, терапевт, врач-лаборант клинико-диагностической лаборатории, отоларинголог, и др.

В 2011 году неукомплектованность кадрами муниципальных медицинских учреждений явилась одной из причин невыполнения плановых объемов муниципальных заданий по средствам местного бюджета.

4. В ряде случаев в учреждениях недостаток финансирования и высокий уровень дефицита врачебных кадров приводит к замещению объема бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами.

5. В медицинских учреждениях сложилась проблема по оснащенности медицинским оборудованием.

В медицинских учреждениях муниципальных районов существует острая необходимость в приобретении автомобилей скорой медицинской помощи, передвижных ФАПов, эндоскопического оборудования, суточных мониторов АД (регистратор), портативных УЗИ аппаратов, аппаратов УЗИ с датчиками сердца, сосудов и др.

6. Материально-техническая база ряда медицинских учреждений муниципальных районов не отвечает требованиям СанПин. Требуют капитального ремонта некоторые сельские врачебные амбулатории и ФАПы. Из-за невозможности лицензирования некоторые ФАПы в обследованных муниципальных районах не функционируют.

7. В обследованных муниципальных районах не обеспечена в полной мере транспортная доступность медицинских учреждений. Из-за отсутствия ежедневного автобусного сообщения жители ряда населенных пунктов не имеют возможности своевременно попасть в районные больницы. Удаленность таких населенных пунктов от районных центров варьируется от 5 км до 74 км.

По результатам проведенного аудита эффективности можно сделать вывод, что условия оказания бесплатной медицинской помощи населению Пермского края в соответствии с Программой госгарантий созданы не в полной мере. Есть все основания полагать, что права граждан на качественную и доступную бесплатную медицинскую помощь в рамках Программы госгарантий нарушаются.

Несмотря на рост государственного финансирования здравоохранения, в последние годы прослеживается рост оказания населению медицинской помощи на платной основе. Оплата медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей.